05.10.2010  Обменники продолжают работать несмотря на запрет ЦБ

   Не позднее 1 октября обменные пункты должны были либо стать внутренними структурными подразделениями банков, либо закрыться по всей стране. Однако, как признало вчера московское Главное территориальное управления ЦБ, они продолжают работать даже в самом центре российской столицы. По мнению экспертов, тотально запретить их деятельность вряд ли удастся.
   Обменники были неотъемлемой частью пейзажа любого российского города в 90-е годы прошлого века. Тогда только по официальной статистике их насчитывалось более 11 тыс. Однако в последние годы волна валютной лихорадки явно пошла на убыль. Она поднимается лишь тогда, когда население чувствует угрозу сбережениям, как это было, например, во время «плавной» девальвации рубля в пик нынешнего кризиса, но потом опять спадает.
   Во всяком случае, по данным социологов «Левада-Центра», практически 80% россиян за последний год вообще не занимались валютными обменными операциями.
   По мере снижения интереса россиян к валюте стал сокращаться и обменный бизнес. Так, на 1 мая 2010 года по всей России насчитывалось 397 обменников, из них 304 были расположены в Москве. Когда же ЦБ объявил об ужесточении правил работы для менял, их количество стало уменьшаться еще быстрее. По данным Центробанка, за два дня до вступления запрета в силу их по стране было всего 139, из них 111 действовали в столице.
   Решение Банка России было продиктовано большим количеством жалоб на мошенничество в таких точках.
   «Основной вред обменников заключался в том, что операции, которые проводились там, не учитывались, – пояснил ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко. – Можно сказать, что они были частью теневой экономики, например, много банков просто торговали местами под обменники. Так что попытка ЦБ прикрыть эти операции выглядит вполне закономерной».
   Эксперты считают, что решение регулятора как таковое не приведет к исчезновению теневого сегмента валютообменного бизнеса. «Есть свежий пример с закрытием залов игровых автоматов, – напомнил Дмитрий Мирошниченко. – Многие из них продолжают действовать, просто сменив вывески. Поэтому и в данном случае запрет может оказаться формальным. Ведь новые требования подразумевают, что подобные пункты должны оказывать более одной банковской услуги. Поэтому, например, ничто не мешает заявить услугу по осуществлению денежных переводов, но в действительности она предоставляться не будет. Иными словами, коли есть спрос, будет найдено, как его удовлетворить».
   Действительно, обменник может просто перерегистрироваться в подразделение банка, которое вправе обменивать валюту, но при этом никаких других услуг оказывать больше не будет. Многие уже воспользовались этим и переименовались в операционные кассы. С другой стороны, по оценке ЦБ, большая часть банков, имевших обменные пункты, предпочла их и вовсе закрыть, посчитав процедуру перерегистрации слишком затратной для себя.
   Самое интересное в этой истории то, что бороться с нелегальными менялами, судя по всему, всерьез никто не намерен. ЦБ не собирается проводить проверок в связи с закрытием обменных пунктов.