29.09.2010  Главы средних компаний поделились опытом выживания в кризис

   Управлению средним бизнесом был посвящен Конгресс «Газелей», прошедший 29 сентября в Swisshotel Krasnye Holmy.
   Открывая панельную дискуссию, модератор дискуссии, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков отметил, что серьёзных руководств по ведению среднего бизнеса в России еще не создано, агентство «Эксперт РА» пытается собрать примерные «кейсы» со слов руководителей среднего бизнеса, однако такая деятельность сопряжена с большими сложностями.
   Директор по развитию НТО «ИРЭ-Полюс» Александр Башевский, отвечая на вопрос модератора о том, как экономить на издержках в кризис, отметил, во-первых, что во время кризиса развитию компании помог достаточно объемный склад готовой продукции, запасы которого были почти все израсходованы за кризисные месяцы.
   «Если оглядываться вокруг, малый бизнес претерпел за время кризиса фатальные изменения своей судьбы. Западные научно-технические компании с оборотом до $15 млн разорились практически поголовно. Малый научно-технический бизнес в России почти незаметен, о крупном научно-техническом бизнесе и говорить не приходится – что он собой представляет, неизвестно», - считает А.Башевский.
   Что касается среднего бизнеса, следует, по его мнению, прежде всего экономить на штате.
   «В нашей компании нет ни одной секретарши, их функции частично исполняют менеджеры, частично отдел кадров», - уточнил А.Башевский.
   По его словам, управленческая структура средней компании, состоящая из «главного начальника, среднего начальника и исполнителя», в состоянии справиться с любым вопросом, минуя лишнее управленческое звено, которому совершенно не обязательно быть информированным о чем-либо, в том числе из-за утечек информации.
   «Можно экономить на аутсорсинге, он дорог и сам по себе – в 2,5 раза дороже, по нашим подсчетам, чем собственное производство. Лучше купить за рубежом три станка за три миллиона долларов, чем платить восемь миллионов за ту продукцию, которую на них изготавливают за рубежом», - посоветовал А.Башевский.
   Он также привел пример экономии на строительстве, которое, по его данным, обходится в 4 раза дешевле, если строить самим, чем приобретаемые готовые здания.
   «Средний бизнес находится между малым, у которого вместо денег сплошные мечты, и крупным, у которого есть средства, но еще больше сожалений о том, куда стоило бы их вложить, но уже поздно», - констатировал А.Башевский.
   Он полагает, что тратить средства нужно не на дорогие машины и красивых секретарш, а на подбор творческого коллектива, способного решать масштабные задачи.
   «Мы собираем талантливых ребят с Урала и Сибири и покупаем не их проекты, а квартиры им, чтобы они были поближе к нам», - сообщил А.Башевский.
   Офис в центре города для научно-производственной компании, продолжил он, непозволительная роскошь, «акт самоутверждения». За городом гораздо меньше дорожных пробок, больше возможностей для производственных закупок и самого производства.
   «Здания мы строим сами, заказывая их у сибирских разработчиков, что обходится в 4 раза дешевле. Сами сборные корпуса, покупаемые за рубежом и изготавливаемые по нашим чертежам, а не приспосабливаемые к уже существующим, в 4 раза дешевле изготавливаемых и покупаемых в России», - объяснил А.Башевский.
   Технический директор «3М Россия» Александр Путилин, рассуждая о роли консультантов в жизни средней компании, сообщил, что «3М Россия», западная компания, работающая в России с 1992-го года, пользуется услугами и российских, и западных консультантов, но только там, где испытывает недостаток собственных знаний.
   «Мы привлекаем консультантов там, где нам требуется внешняя оценка, экспертиза. Международной инновационной компании особенно важно обращаться к опыту коллег в странах своего присутствия, создавая таким образом единую инновационную среду обмена знаниями», - отметил А.Путилин.
   Сертификация по стандарту ISO-9000 при работе на рынке сегодня, по его словам, является довольно частым требованием заказчика и одним из основных условий участия компании в тендерах. Кроме того, по словам А.Путилина, сертификация является средством приведения в порядок внутренних дел компании: сотрудникам становится несколько яснее круг их обязанностей.
   Партнер, руководитель практики по работе с частными компаниями PricewaterhouseCoopers Алина Лаврентьева пригласила к сотрудничеству средние компании, анонсировав специальную стратегию по работе с ними, разработанную в PWC.
   «Мы можем помочь в совершении сделок, выходе на международный рынок, альянсе с международными компаниями, франшизе. В PWC есть методология работы с центрами совместного обслуживания. Кстати, оказывая консультационные услуги, мы тоже пользуемся услугами российских и зарубежных консультантов», - отметила А.Лаврентьева.
   Некоторые детали развития стратегии компании раскрыла директор по стратегическому развитию ЗАО Фирма «Август» Людмила Голубкова. По ее словам, «Август» занимается разработкой пестицидов (лекарственных растений), стартуя на этом поприще в Латинской Америке – Венесуэле и Бразилии. Л.Голубковой пришлось изучить не только стандарт ISO-9000, но и стандарты ISO-14000 и ISO-18000 по экологической и производственной безопасности.
   «Конкурируя с китайскими производителями пестицидов, мы выяснили, что экология производства пестицидов в Китае устроена гораздо проще, чем у нас: полуодетые рабочие обдуваются от вредных продуктов производства… вентиляторами. К счастью, российские крестьяне научились разбираться в том, как и кем производятся пестициды. Рынок до сих пор полон контрафактом», - констатировала Л.Голубкова.
   Генеральный директор ООО «СПЛАТ-Косметика» Евгений Демин, комментируя тему выхода из бизнеса, посоветовал не прекращать текущие операции или предпринимать какие-либо реструктурирующие «отступные» шаги. Решающее значение имеет пункт в контракте работников компании о компенсационных выплатах в случае прекращения их деятельности по независящим от них внешним причинам.
   Профессор Финансовой академии при Правительстве РФ Андрей Юданов, завершая панельную дискуссию, заметил, что кризис формально разгромил средние компании. Полной статистики по текущему году еще нет, но выборочная показывает, что число их снизилось примерно в 5 раз.
   «Что касается издержек, их у средних компаний три вида: издержки быстрого роста, поддержания быстрого роста и бесхозяйственности при быстром росте. В первую очередь, «газели» - это команда, особенно в кризис. Нужно мыслить локально, а действовать масштабно. Сочетать такие умения очень сложно, но перед средними компаниями открыт весь рынок. Подлинно талантливые управленцы способны на такие сочетания», - заключил А.Юданов.