28.09.2010 Рост спроса на услуги Росреестра опережает рост эффективности работы ведомства Росреестр приступил к масштабному оказанию услуг в электронном виде, в результате количество заявлений, подаваемых юридическими и физическими лицами в электронном виде, неуклонно растет. В 2010 году на постановку на кадастровый учет поступило 360 тыс. обращений. Об этом сообщил заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Сергей Сапельников на прошедшей 28 сентября в ИА «Гарант» пресс-конференции по перспективам предоставления Росреестром государственных услуг в электронном виде. С. Сапельников напомнил, что ведомство оказывает в электронном виде два вида услуг: постановка на кадастровый учет, выписка из кадастрового учета. На сегодняшний день к возможности получить услуги в электронном виде подключены 53 региона РФ, а к концу года Росреестр планирует перевести на электронное обслуживание все российские регионы. Кроме того, с принятием соответствующего постановления к концу года ведомство планирует оказывать еще одну услугу – выдавать сведения о регистрации прав на имущество. При этом электронная услуга будет стоить 150 рублей вместо прежних 400 рублей. Оплатить услугу можно также в электронном виде – на интернет-портале Росреестра с использованием кредитной карты или с использованием банковского терминала при условии, что заявителем будет получен уникальный код платежа. То есть приходить в ведомство с квитанцией не придется – банк по информационным каналам сообщит об оплате платежа. Таким образом, инновации все активнее внедряются в работе ведомства. Касаясь вопросов развития сервисного обслуживания регионов и муниципальных районов, он сообщил, что сегодня к наиболее «интернет-насыщенным» можно отнести Москву, Московскую область, Республики Татарстан и Башкирия, Краснодарский край. В этих регионах, включая Красноярский край и Кемеровскую область, наиболее активно оказываются услуги в электронном виде. При этом наиболее востребованы электронные услуги в Московской области, несмотря на то, что регион был подключен к сервису всего два месяца назад, число заявок составило 6% от общего объема, а в отдельных муниципальных районах ежедневное число электронных заявок может составлять от 30 до 700 обращений. С. Сапельников не стал отрицать, что в некоторых территориальных центрах Росреестра сотрудники не успевают обслуживать всех желающих. Между тем уже в следующем году штат сотрудников планируется сократить на 20%. Выход только один – за счет повышения эффективности работы и оптимизации работы точек обслуживания. В частности, планируется увеличить долю обслуживания электронных запросов. В 2011 году ведомство готово перейти на постановку на кадастровый учет только в электронном виде. И даже такая услуга, как регистрация прав собственности, будет постепенно переводиться в электронный формат. «Мы понимаем, что есть риск злоупотреблений, риск сканирования чужих документов и работы по доверенности на поддельные паспорта, но тем не менее необходимо двигаться вперед. В любом случае я рекомендую гражданам России запастись электронной подписью», - подчеркнул представитель Росреестра. Он сообщил, что уже сегодня отработана схема, позволяющая крупным правообладателям и застройщикам – профессиональным участникам рынка формировать в электронном виде заявление на регистрацию прав. После просмотра документов заявитель все равно должен появиться с полным набором бумажных документов, но время его обслуживания сокращается в 4 раза - до 10 минут. На вопрос ИА «Альянс Медиа», насколько эффективно работают на рынке «смежные службы» - кадастровые инженеры, нотариусы, риелторы и т.д. - над подготовкой документов к регистрации, С. Сапельников ответил, что сегодня, 28 сентября, первая экзаменационная комиссия принимала экзамен у кадастровых инженеров. Каждый отвечал на 80 вопросов из 2000. По предварительным данным, из 15 экзаменуемых 13 будут аттестованы и получат гордое звание первых в РФ кадастровых инженеров. Сам представитель Росреестра признался, что сдать экзамен непросто, так как вопросы очень сложные. Он пояснил, что служба создается под контролем Росреестра, чтобы не допустить монополию на этом рынке. Без службы землемеров нельзя обойтись, так как при постановке участка земли на кадастровый учет обязательно требуется измерение земельного участка и обозначение его координат в пространстве. «Нужно, чтобы эту процедуру делали профессионалы», - пояснил он. Создание института профессиональных посредников приводит к снижению цен на их услуги. Это тренд, отмечает представитель Росреестра. Происходит это потому, что в каждом регионе есть не менее 3-х конкурирующих компаний, имеющих право работать кадастровыми инженерами. Кроме того, с введением электронного документооборота активно развивается конкуренция между региональными организациями. Он также пояснил, что, когда речь идет о переводе прав на собственность, требуются профессиональные консультации – юриста, риелтора, хотя в перспективе от услуг этих специалистов можно будет отказаться, так как Росреестр старается разрабатывать типовые договоры для оформления прав собственности, например, в связи с получением наследства или т.п. |