27.09.2010 Что будет с ритейлом? Долгосрочные перспективы и роль ритейла в будущей инфраструктуре города и его социальной среде - на эту тему 27 сентября прошел телемост Шанхай-Москва-Екатеринбург. Участники панельной дискуссии постарались обсудить не только сиюминутные задачи ритейла как отрасли, но и поговорить о долгосрочных трендах, связанных с развитием социальной и городской среды, а также с инновационным развитием. В своем вступительном слове статс–секретарь – заместитель промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, который сегодня открывает российскую экспозицию на Всемирной универсальной выставке Экспо-2010 , отметил, что такие темы, как «лучший город – лучшая жизнь», все чаще становятся предметом обсуждения на международном уровне. Он считает, что сетевая торговля в своем развитии не должна отставать, а, наоборот, на полшага опережать развитие городской среды, чтобы создавать наиболее привлекательные условия для жизни населения. Кроме того, производителям на местах развитие торговли дает уверенность, что их продукция найдет каналы для продвижения, так как торговля - это прежде всего витрина, которая знакомит человека со всеми новинками на рынках. Как отметил С.Наумов, все большее внимание уделяется развитию Интернета и вообще новых технологий в области потребительского спроса и форматов торговли. Кроме того, по его словам, «умная» городская среда, созданная блаодаря развитию новых технологий, постепенно превращается в «умный дом» – таков мировой тренд. Также С.Наумов напомнил, что сетевая торговля все больше переходит в торгово-развлекательную сферу. Однако, по его мнению, будущее - и за образовательной сферой, так как все большее усложнение технологической продукции (телефоны, компьютеры) требует от продавца знаний, как использовать новинки. Своим мнением о том, как влияет развитие торговли на уровень городской среды, поделился глава администрации Екатеринбурга Виктор Контеев. По его словам, ритейл в городе демонстрирует колоссальный рост – в настоящее время в Екатеринбурге представлены 723 сети, из них 51% продовольственных и 49% непродовольственных. В общепите представлено 128 сетей. Как отметил В.Контеев, в работе сетей ставка делается прежде всего на развитие собственного производства, поэтому 85 пищевых предприятий и 40 предприятий легкой промышленности работают во все более тесном контакте с представителями ритейла. Как отметил В.Контеев, развитие дистрибуции и логистики дает импульс для оживления ритейла в целом. Так, за полгода оборот логистики дал прирост 11%. Первый заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г.Москвы Валентина Варфоломеева сообщила, что в столице развитие сетевой торговли тесно увязано с градостроительным планом города в целом. Большое внимание Москва уделяет не только развитию крупных сетевых форматов, но и торговому малому и среднему бизнесу. Поэтому ставка делается не только на развитие розничных центров, но и на развитие оптово-розничного звена. По словам В.Варфоломеевой, в Москве на сегодняшний день работает 600 крупных торговых центров, которые давно уже зарекомендовали себя не только как центры покупки, но и центры досуга. Очень важно, по мнению В.Варфоломеевой, что потребительский рынок развивается за счет инвестиций предпринимателей. Это говорит о том, что у городских властей есть полное взаимопонимание с бизнес-сообществом. Однако, как отмечалось в ходе дискуссии, Москва и Екатеринбург не могут охарактеризовать общее развитие ритейла в России, так как оно отстает в 2-3 раза от стран Восточной Европы. Причин этому много. В первую очередь, стратегия развития торговли в принципе ориентирована на развитие торговых сетей, а вступивший недавно в силу закон о торговле делает акцент на поддержку местного производителя. В частности, как отметил главный исполнительный директор Х5 Ритейл Групп, председатель президиума «АКОРТ» Лев Хасис, попытки излишне урегулировать работу сетей зачастую связаны не с желанием удовлетворить запросы потребителя, а сводятся к интересам отдельных групп потребителей или поставщиков, также как планы развития городов зачастую разрабатываются в интересах конкретных застройщиков. Тормозит развитие сетей, по его мнению, то, что у властей нет единых принципов застройки городов, игнорируется принцип транспортной доступности. В то время как в Европе, например, есть четкие нормы создания новых торговых центров с учетом перенасыщенности торговой инфраструктуры или, наоборот, ее нехватки. Л.Хасис поставил вопрос и более широко: каким будет будущее торговых сетей и насколько актуальна будет вообще проблема застройки, если по его оценкам, торговые сети – это только часть сетей, которые существуют, в том числе такие, как социальные сети, за ними будущее торговли. Он напомнил, что сеть «Озон», реализующая через Интернет различного рода товары населению, сегодня является не меньшим конкурентом, чем представители крупнейших западных ритейлеров. Поэтому, по его мнению, будет происходить процесс конвергенции ритейла не просто в покупку, а еще и в развитие, и в образование. Совершенно футуристическй взгляд на будущее ритейла представил еще один участник дискуссии - директор по стратегическому планированию Ark Scholz & Friends Кнези Драгорад. Он считает, что уже через 20 лет интернет-торговля в корне поменяет работу торговли, в том числе и ритейла. В связи с бурным развитием социальных сетей все больше на продвижение товара будут влиять такие тренды, как демократический консьюмеризм, товар будут продвигать не за счет рекламы, а совсем по другой схеме, когда рычаги продвижения товаров оказываются все больше в руках потребителя. Таким образом, покупатель, по его мнению, будет не только заказывать продукцию и получать из Интернета всю подробную информацию, включая производство и дистрибьютинг, но и делать заказ на будущее - какой товар он желает увидеть через 3-5 лет. В целом все участники дискуссии отмечали, что со временем манипулировать потребителем будет все сложнее, так как общественное мнение и реакция на любую манипуляцию будет моментально формироваться в социальных сетях. Впрочем, многие высказывали мнение и о том, что интернет-торговля целиком сетевую торговлю все-таки не заменит. Потому что сегодня, например, российский потребитель далеко не всегда знает, чего он хочет. Тем не менее представитель крупного ритейла Лев Хасис, который по своей должности должен знать, чем руководствуется российский потребитель, не согласился с таким прогнозом. Он утверждает, что демократический консьюмеризм наступит намного раньше, чем через 10 лет. Поэтому готовиться к новым формам продвижения товара нужно уже сегодня. В любом случае центры логистики и дистрибуции будут развиваться в еще более усиленном режиме, и если сегодня они нужны сетевикам для повышения производительности труда, то уже завтра в куда большей степени будут переориентированы на интернет-торговлю. |