23.09.2010  Санкт-Петербург: "малыши" остались без закона

   Президент НП "Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга" Владимир Васильев констатирует: "Несмотря на все усилия, внятное законодательство, которое определяло бы статус малого гостиничного бизнеса, пока отсутствует". Зато присутствует другое, благодаря которому мини-отели подчас ставятся на грань выживания.
   По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города, сейчас в Петербурге действует более 600 объектов гостиничного типа с общим номерным фондом свыше 26 тыс. номеров. В первом полугодии 2010-го в городе на Неве открылись 4 крупных отеля, а номерной фонд пополнился на 747 комнат.
   Однако наиболее быстрыми темпами в последнее время прибавлялось номеров в среде малых и мини-отелей: сейчас каждое пятое место в гостинице Северной столицы находится именно в них. Но "малыши" сталкиваются с проблемами, которые вполне способны похоронить бизнес.
   Практики констатируют: на петербургском гостиничном рынке складывается ситуация, когда стоимость гостиничных номеров повышается, а выручка отельеров за номер снижается.
   Алексей Мусакин, член правления Российской гостиничной ассоциации, считает, что средняя загрузка отелей летом 2010 года составила до 80%, однако при этом прибыльность бизнеса сократилась на 15-20%. Объясняется это тем, что основными статьями расхода в гостиницах являются зарплаты и коммунальные платежи. Снижать первую нецелесообразно (она и так довольно низка), а коммунальные платежи каждый квартал увеличиваются на 5-10%. А тут еще и продукты подорожали: несмотря на все обещания сдерживать цены, стоимость практически всех продуктов растет. Сергей Морев, генеральный директор компании "Петербургские отели", заявляет, что "если так пойдет дальше, то гостиницы просто вынуждены будут повышать цены на размещение, иначе им не выжить".
   "В этом году главное - найти правильный баланс работы между системами бронирования, прямыми клиентами и агентами, - считает вице-президент РСТ Сергей Корнеев. - Нужно и не демпинговать, и не повышать цены, стараясь сохранить стабильность".
   Эксперты говорят и о том, что гостиницы должны активнее продвигать себя через Интернет и расширять спектр услуг. Например, брать на себя функции по организации перелета, экскурсий, питания и т. п. Однако в этом случае нельзя забывать и об интересах партнеров по бизнесу: уже были случаи, когда отели предлагали клиентам "с улицы" цены более низкие, чем выставленные партнерам.
   И если в 2007-2008 гг. маржа отельеров была на уровне 50-70% от прибыли, сейчас этот показатель в России снизился в 3 раза. И этого тоже было бы достаточно, так как в Европе гостиничные операторы могут рассчитывать на маржу в размере всего 5-10%. Но стоит учесть, что условия для ведения гостиничного бизнеса там иные. Особенно это касается небольших отелей, которые в России оказались в роли пасынков. И не по своей воле.
   Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели не скрывает, что проблем у мини-отелей предостаточно. "Главная из них состоит в том, что пока их статус законодательно не определен, - считает она. - Вместе с тем, будучи официально зарегистрированы, такие объекты размещения ведут работу наравне с большими отелями. И требования к ним предъявляют практически те же самые".
   Владимир Васильев констатирует: "Проект законодательства, определяющего статус, возможности и обязанности малого гостиничного предприятия, совместными усилиями разработан и передан во все заинтересованные инстанции. Но результата нет...". И когда этот результат появится, пока никто точно сказать не может. Не случайно часть таких предприятий в Петербурге продолжает работать негласно. И побуждает их к этому не только отсутствие законодательных основ для ведения такого рода бизнеса, но и другие острые проблемы.
   В последнее время Управление Федеральной миграционной службы в Петербурге стало активно проверять малые отели, и в случае несвоевременной регистрации иностранных граждан и неуплаты ими суммы 2 рубля в день за туриста выписывает штрафы, которые без проблем могут пустить под откос весь бизнес.
   Сергей Морев, владелец хостелов "Друзья" и "Абрикос", оштрафованный на сумму в 400 тыс. рублей, с грустью говорит о том, что его уже посещает мысль о закрытии одной из дешевых гостиниц. "Наверное, такие предприятия городу не нужны, если из-за не слишком крупного нарушения налагают подобные штрафы, - считает он. - И получается так, что не законы пишутся для нас, а мы существуем для того, чтобы было на ком эти законы исполнять...". Но это еще не самые крупные суммы: есть случаи, когда наложен штраф в размере около 1,3 млн рублей.
   Возмущение "малых" отельеров вызывает практически вся система, связанная с взиманием регистрационного сбора. Который, кстати, распространяется не только на иностранцев, но и на граждан России тоже. Если судить объективно, то суть этого закона - ставить препятствия перед нелегальными мигрантами. Однако на деле получается, что под его действие в первую очередь попадают даже не те, кто приезжает в Петербург, а те, кто их принимает. Причем вполне официально.
   В Доме предпринимателя на заседании Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга страсти разгорелись нешуточные. Владельцы малых отелей утверждали, что полной информации о том, как надо платить, чтобы не попасть под санкции, невозможно получить ни по телефону, ни на сайте организации. УФМС по Петербургу. "Да, там указано, что можно получить консультацию он-лайн. Но на практике этот сервис не работает, и реальный ответ можно получить в письменном виде в течение месяца, - констатируют предприниматели. - А этого времени вполне хватает для того, чтобы пришли сотрудники миграционной службы и выписали штраф в несколько сот тысяч рублей...".
   К сожалению, не помогает бизнесу и система "Электронный курьер", с помощью которой могут производиться выплаты: данные в ней устарели и уже не соответствуют действительности. Да и сама необходимость взимания сбора за регистрацию оспаривается. "Иностранцы получают визы, которые учитываются на границе, - считает отельер Максим Чепукайтис. - И нигде в мире на отельеров не возложена обязанность регистрировать гостей в ФМС в течение 24 часов...". Увы, но на вопросы отельеров у начальника отдела по работе с временно пребывающими иностранными гражданами и лицами без гражданства УФМС по СПб и ЛО Нилы Янушкевич ответ был один: "Мы выполняем требования закона". И с этим не поспоришь. А то что невозможно дозвониться и получить консультацию - так это издержки системы.
   Единственный положительный итог - Общественный совет готов поддержать отельеров в их требовании об изменении федерального закона. Который они считают "криминальным и коррупционным, поскольку он предусматривает штрафы, несоизмеримые с совершенными правонарушениями", сообщает газета "Деловой Петербург".