22.09.2010 В.Путин: российский авторынок - потенциально крупнейший в Европе «Российский автомобильный рынок – потенциально крупнейший в Европе. Кроме того, есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт – в сопредельные государства. И потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Именно они в состоянии сформировать полноценную сеть заводов-поставщиков, вести собственные инженерные разработки». Об этом заявил председатель Правительства РФ Владимир Путин в Петербурге на совещании по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России. Ещё совсем недавно Санкт-Петербург и Ленинградскую область нельзя было назвать центрами российского автопрома, но сейчас ситуация коренным образом меняется, отметил В.Путин. Первой сюда пришла компания «Форд», за ней - другие производители. «И теперь мы видим, что практически каждый год появляется новый автомобильный завод: в 2007 году - «Тойота», в 2008 году - «Дженерал Моторс», в 2009 году - «Нисан». И вот в 2010-м, сейчас, сегодня, мы присутствовали на открытии заводов «Хёндай» и фирмы «Магна»», - цитирует слова премьер-министра пресс-служба правительства. Он отметил, что такой же современный автомобильный кластер буквально с нуля возник в Калуге, появились новые автозаводы в Москве, Елабуге и других городах России. При этом все новые автозаводы построены известными мировыми автоконцернами, выбравшими Россию для реализации своих программ развития. В России работают и «Рено», и «Фольксваген» и БМВ - практически все мировые бренды, подчеркнул В.Путин. Он отметил, что новые производители уже не только инвестировали в РФ около 4 млрд долларов, но, что принципиально важно, привносят и новые технологии, и высокий уровень технологического производства, высокий уровень технологической культуры, создают хорошо оплачиваемые рабочие места. «И главное - выпускают уже порядка 400 тыс. качественных и пользующихся спросом автомобилей в год. 400 тыс. - это каждая третья легковая автомашина, собранная в нашей стране», - сказал премьер-министр. «Я ещё раз повторю: мы не делаем разницы между новыми производителями и традиционными российскими марками машин. Для нас и те, и другие - это отечественные производители», - подчеркнул он. «Мировые автоконцерны используют в России режим так называемой промышленной сборки. Напомню, что он предусматривает определённые льготы по импорту комплектующих деталей при условии создания в России полноценного производства и постепенного роста его локализации. То есть по мере развития инвестиционного проекта всё бóльшее число автокомпонентов должно быть выпущено именно в Российской Федерации», - пояснил премьер-министр. Он напомнил, что режим промсборки распространяется на предприятия, выпускающие не менее 25 тыс. автомобилей в год с рабочим объёмом двигателя менее 2,5 л или не менее 15 тыс. в год с рабочим объёмом двигателя более 2,5 л. Этот режим промышленной сборки был введён в России пять лет назад, и цели, для которых он вводился, достигнуты, заявил В.Путин. В этой связи премьер-министр подчеркнул, что все ранее достигнутые договорённости и все соглашения, подписанные Правительством РФ с зарубежными партнёрами инвесторами, строго соблюдаются, и пересматриваться не будут. «Надеюсь, что и наши партнёры будут так же, как это происходит до сих пор, выполнять свои обязательства и по мощности предприятий, и по локализации», - добавил он. Естественно, необходимо думать и о том, как укреплять отечественную базу российского автопрома, отметил премьер-министр. В этой сфере он назвал несколько основных направлений. «Во-первых, российский автомобильный рынок потенциально крупнейший в Европе, - считает глава правительства. - Кроме того, есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт в сопредельные государства, и потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Именно они в состоянии сформировать полноценную сеть заводов-поставщиков, вести собственные инженерные разработки». По словам В.Путина, один из таких производителей очевиден - это АвтоВАЗ, который может выпускать до 700 тыс. машин в год и планирует сформировать альянс с концерном «Рено-Ниссан». Планы по созданию крупномасштабного производства имеет также и российская фирма «Соллерс». Объём производства может достигать до 500 тыс. машин в год. «Я предлагаю всем производителям предметно подумать над перспективами увеличения мощностей и наращивания объёмов выпуска машин», - заявил премьер-министр. Во-вторых, по мнению В.Путина, режим промсборки мог бы активнее применяться для организации производства так называемого второго уровня - двигателей, коробки передач, других компонентов автомобиля. Глава правительства подчеркнул, что в любом случае все будущие решения по режиму промышленной сборки «будут сбалансированными, будут учитывать интересы и государства, и потенциальных инвесторов, будут основываться на реальных бизнес-планах». «Мы будем вести открытую дискуссию вместе с вами - открытую для любых конструктивных идей, проектов», - заявил премьер-министр. Позже, подводя итоги обсуждения, В.Путин еще раз подчеркнул, что автомобильная отрасль, которая в мире за время кризиса понесла наибольшие потери, восстанавливается достаточно быстрыми темпами. Режим промышленной сборки работает успешно. «В 2008 году в режиме промышленной сборки у нас было собрано 435 тыс., в 2009 году в условиях кризиса мы упали до 190 тыс., а сейчас за первые семь месяцев уже 208 тыс. произвели, и за осень, соответственно, ещё больше. Мы в целом уже можем выйти на докризисный уровень», - считает премьер-министр. «Разумеется, мы должны и будем создавать наиболее привлекательные условия для инвестиций в Россию, с тем чтобы компаниям было выгодно здесь работать, с тем чтобы объёмы, которые планируются, можно было производить с таким качеством и в таком масштабе, чтобы закрывать и потребности внутреннего рынка Российской Федерации, и обеспечить хорошие условия для экспорта в другие страны», - заявил В.Путин. Он подчеркнул, что в РФ есть все возможности для развития автопредприятий, но необходимо ими воспользоваться. «Россия - один из крупных производителей и экспортёров металлургической промышленности, а 90% и больше металлов, нужных для автомобильной отрасли, мы завозим из-за рубежа, - отметил В.Путин. - Это значит, что в этой части мы очень многое можем и должны сделать в ближайшее время, а это, конечно, будет улучшать экономику производства в самой России». «То же самое по очень многим другим составляющим: по пластмассам, по специальным резинам и так далее, - продолжил он. - Мы же крупнейший производитель нефти, газа. И хорошие перспективы в развитии нефтехимии у нас существуют, и новые производства появляются, и так по очень многим другим составляющим». Отвечая на вопросы о сроках вступления РФ в ВТО и необходимости в связи с этим до 1 января 2011 года согласовать все новые условия автопроизводства, В.Путин заметил, что Россия, конечно, хочет вступить во Всемирную торговую организацию, стремится к этому и будет продолжать этот процесс. «Но, если по-честному сказать, я не думаю, что этот рубеж наступит именно 1 января следующего года. Непохоже пока», - отметил он. |