21.09.2010 Москва: МСБ получит дополнительную правовую поддержку Дополнительные меры правовой поддержки малого и среднего предпринимательства Москвы обсуждались во вторник, 21 сентября, на заседании правительства Москвы. Выступивший с основным докладом руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев отметил, что реализация правовой поддержки предпринимательства осуществляется организациями инфраструктуры поддержки МСП, в частности, центрами развития предпринимательства, Московским агентством по развитию предпринимательства и территориальными агентствами. Правовая поддержка предпринимателям нужна, прежде всего, при их контактах с государственными органами. Как показывает практика, заметил глава ДМСП, малые и средние предприятия постоянно конфликтуют с контрагентами и госорганами. Как правило, суть столкновений лежит в правовой плоскости, тогда как у компаний нет квалифицированных юристов, предприниматели плохо информированы о своих правах и обязанностях. «В 2010 г. по России заявлено проведение 1 310 332 плановых проверок, - сообщил глава ДМСП, - из них 46 217 проводятся на территории г. Москвы». Около 50% мероприятий – это плановые проверки Госпожнадзора. Ежегодные планы проверок должны, согласно постановлению Правительства РФ №489 от 30.06.10, размещаться в сети Интернет. Однако, отметил М. Вышегородцев, по данным на 1 сентября, только 6 исполнительных органов Москвы, уполномоченных на проведение госконтроля, оповестили бизнесменов через Интернет о предстоящих плановых проверках. «Как показала практика работы юристов Московского агентства по развитию предпринимательства, при появлении проверяющих на предприятии у предпринимателей возникает большое количество вопросов по алгоритму проверки, правах и обязанностях сторон на получение тех или иных документов, по доступу к объекту и способу привлечения к ответственности», - заявил глава ДМСП. Учитывая данный факт, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на своем официальном сайте оперативно размещает график проведения плановых проверок государственных контролирующих органов, а также рекомендации для предпринимателей. М. Вышегородцев обратил внимание на то, что ежегодные планы проведения контрольных мероприятий органами государственной власти Москвы, утвержденные постановлением правительства Москвы №104, должны дополнительно согласовываться с ДМСП до 1 сентября, поскольку постановление было принято до вступления в силу 294-ФЗ. «Мы хотели бы уточнить у прокуратуры г. Москвы следующие вопросы, - заявил М. Вышегородцев. – Проводится ли прокуратурой при согласовании ежегодного плана проведения проверок анализ представленных контролирующими органами перечней субъектов предпринимательской деятельности на предмет наличия в них предприятий малого и среднего бизнеса, а также законодательно установленных ограничений на количество проведенных в их отношении контрольных мероприятий». М. Вышегородцев напомнил, что контролировать МП можно один раз в три года. Если прокуратура Москвы проводит такую работу, департамент, учитывая ограниченность своих полномочий и ресурсов, откажется от дублирования функций по координации контрольной деятельности, в том числе по согласованию и анализу планов проведения проверок, отметил он. Как сообщил руководитель ДМСП, одним из основных инструментов правовой поддержки малых и средних предприятий в Москве является проект «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы», он осуществляется в рамках Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2010-2012 гг. Московские предприниматели могут защитить свои права, вызвав правовую «неотложку» непосредственно на предприятие, например, во время проведения проверки. Такая правовая поддержка пользуется большой популярностью, сказал М. Вышегородцев. Увеличивается количество не только первичных, но и повторных обращений. В частности, за 6 месяцев текущего года количество обращений предпринимателей за этой помощью составило более 9 тыс., что в три раза превышает показатели аналогичного периода 2009 года. М. Вышегородцев также перечислил другие виды правовой поддержки, реализуемые в рамках целевой программы. Это, во-первых, консультирование граждан - на личном приеме, по телефону (в режиме «горячей линии»), через Интернет. Во-вторых, представление интересов предпринимателей - при проведении проверок государственными органами и общественными организациями, а также в судебных разбирательствах. В-третьих, подготовка материалов для рассмотрения Межведомственными комиссиями по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства при префектурах АО и правительстве Москвы. В- четвертых, подготовка материалов для рассмотрения Московским городским штабом при правительстве Москвы по координации деятельности в области защиты юридических лиц и ИП от противоправных поглощений и завладения имущественными правами. Кроме того, город готовит проекты писем, претензий, жалоб и иных обращений в адрес органов власти и контрагентов, проводит семинары для субъектов МСП. Говоря о рейдерстве, М. Вышегородцев привел следующие данные: в 2008 г. на «горячую линию» антирейдерского штаба обратился 231 предприниматель, в 2009 г. – 134, в 2010 г. – 19. Это связано с эффективной работой штаба, считает глава ДМСП, в то же время не исключено, что играет роль низкая информированность предпринимателей города о том, куда им следует обращаться в случае атаки рейдеров. М. Вышегородцев указал на необходимость дальнейшего развития системы правовой поддержки субъектов МСП в Москве. Обсуждаемый проект постановления «О дополнительных мерах правовой поддержки МСП в Москве» направлен на расширение и углубление спектра оказываемых услуг. В нем предложены дополнительные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса столицы. В частности, содействие субъектам МСП в разрешении хозяйственных споров во внесудебном порядке, то есть в правовой медиации, представительство предпринимателей в суде за пределами Москвы, создание базы данных, где будут отражаться унифицированные консультации по типовым проблемам предпринимателей, проведение специальных обучающих экспресс-семинаров. Наряду с этим в проекте содержатся положения о защите интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав субъектов МСП, оказании правовой помощи предприятиям при создании СРО, активизации деятельности межведомственных комиссий по устранению административных барьеров. В документе прописан механизм работы городской Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. М. Вышегородцев также отметил, что планируется увеличить до 10 количество "мобильных офисов" - специально оборудованных автомобилей, на которых специалисты будут выезжать к предпринимателям для оказания консультационной помощи. Содокладчик, заместитель председателя комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий отметил, что развитие сектора МСП требует принятие новых мер по его поддержке, что уже отразилось в ряде правительственных документов. Он остановился на особенно значимых, на его взгляд, пунктах проекта постановления. «Во-первых, всячески хотелось бы поддержать развитие проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы», - заявил И. Новицкий. Сегодня, считает он, правовая грамотность предпринимателей находится на недостаточно высоком уровне. Поэтому, кроме обучающих программ, крайне необходима и практическая поддержка МСП. Совершенно справедливо, убежден заместитель председателя комиссии МГД, уделено внимание информационному обеспечению процессов, проходящих в правительстве Москвы, связанных с поддержкой МСП, и повышению информированности предпринимателей о возможности получения оперативной квалифицированной помощи. И. Новицкий предложил повысить «информационное обеспечение функционирования городской и окружных комиссий по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, положение которых предлагается утвердить постановлением». Координаты комиссий должны находиться на информационных стендах и сайтах правительства города и префектур. И. Новицкий также высоко оценил роль семинаров на правовую тему, считая, что ДМСП должен сосредоточить усилия в этом направлении. В ходе заседания докладчикам был задан ряд вопросов. Так, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк поинтересовался, чем вызван рост повторных обращений предпринимателей к услугам «правовой неотложки» – не тем ли, что в первый раз оказанная помощь оказалась неэффективной? Повторные обращения не связаны по теме с первичными, пояснил глава ДМСП. Просто бизнесмены, получив в первый раз бесплатную консультацию квалифицированных специалистов, рассчитывают получить ее еще раз. Это говорит об эффективности системы и необходимости ее развития, отметил М. Вышегородцев. В прениях прозвучали выступления, содержащие рекомендации по борьбе с рейдерством, организации института медиации, взаимодействию с контролирующими органами и по другим вопросам. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, подводя итоги заседания, отметил важность оказания правовой поддержки МСБ. Малый и средний бизнес – основа экономики, не раз спасавший ее. Необходимость дополнительных мер правовой поддержки очевидна, уверен В. Ресин. Он предложил дополнить проект постановления с учетом рекомендаций. После этого документ будет принят, резюмировал первый заместитель мэра Москвы. |