20.09.2010 Санкт-Петербург: ситуация на рынке бизнес-сувениров стабилизируется В кризис объем российского рынка бизнес-сувениров упал в среднем на 35%. По некоторым оценкам, возродиться он сможет не раньше 2011 года. По данным Европейской ассоциации промопродукции, в Европе promotional products (подарочная продукция) как отрасль по объему рынка занимает третье место после ТВ и газет. И если там годовой оборот рынка оценивается в 15 млрд евро, то в России - всего в $500 млн, причем до кризиса. Отказ многих компаний от бизнес-сувениров в экономически сложные времена привел к падению продаж на 30-40% и усугубил ситуацию. Очень сильно сократили объемы заказов финансовые структуры и автосалоны, традиционно занимавшие первые строчки в рейтинге клиентов. Однако сегодня, по мнению председателя совета директоров "Проекта 111" Андрея Дегтяренко, ситуация стабилизируется. "Годовой оборот отраслевого рынка в России составляет около $400 млн, - говорит он. - Из них 4-5% приходится на Петербург, то есть это около $20-25 млн". "К докризисным объемам продаж мы вернемся лишь в 2011 году", - считает генеральный директор РГ "Иллан" Сергей Пикус. По его мнению, в ходе слияний и поглощений компаний количество игроков на рынке значительно уменьшится. Несмотря на сокращение спроса на бизнес-сувениры верхнего и нижнего ценового сегмента, показывает рост средний сегмент. В прошлое ушли тяжеловесные дорогие предметы и дешевые подарки, которые отличаются лишь нанесенными на них логотипами компаний. "Сегодня многие заказчики приходят к тому, что недостаточно, да и неправильно просто нанести логотип на бизнес-сувенир, - уточняет директор по маркетинговым коммуникациям "Проекта 111" Дина Вишня. - Особую роль стал играть слоган, так как сила слова многократно увеличивает воздействие подарка". После кризиса заказчики больше стали ценить оригинальность и рациональное обоснование сувенира, сообщает газета "Деловой Петербург". |