17.09.2010 Представители малочисленных коренных народов обсудили бизнес-проекты В зале заседаний Общественной палаты Российской Федерации 13-14 сентября прошел двухдневный семинар "Развитие форм и бизнес-модели государственно-частного партнерства на территории проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера". Организаторами выступили Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ - С.Харючи - президент ассоциации) совместно Общественной палатой Российской Федерации (ОП РФ - П.Суляндзига, член ОП РФ) при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации. В семинаре приняли участие представители Минрегиона России, Совета Федерации и Государственной думы РФ, промышленных компаний и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Открытие семинара совпало с годовщиной принятия декларации ООН о правах коренных народов. 13 сентября 2007 года вошло в историю мирового сообщества как важнейший этап признания прав коренных народов мира, когда Организация Объединенных Наций приняла Декларацию о правах коренных народов, как новый международный стандарт, к достижению которого надлежит стремиться всем государствам, признающим цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций. Российская Федерация и коренные малочисленные народы России могут с гордостью заявить, что в законодательстве Российской Федерации уже отражено большинство положений Декларации о правах коренных народов. Основной темой рабочего семинара стала обсуждение различных форм и моделей сотрудничества органов государственной власти, бизнеса и коренных народов. Для участников семинара ученые Высшей школы экономики (ВШЭ) презентовали проект бизнес-модели и формы государственно-частного партнерства для создания эффективного функционирования процесса реализации на территории РФ, а также на международном рынке продукции традиционных промыслов и ремесел, производимых АКМНСС и ДВ РФ для повышения социально-экономического уровня их жизни. Бизнес-модель "Комплексное развитие территорий" (КРТ) использует принципы фактории и принципы канадской корпорации развития, адаптированные к российским условиям, включающим в себя и неразвитость институтов участия КМНС в процессах принятия решений, незащищенность малого бизнеса и пр. Нормативы предполагают использование следующих форм ГЧП: концессионные соглашения; особые экономические зоны (ОЭЗ); инвестиционные проекты. Для предлагаемой бизнес-модели "КРТ" оптимальным является применение проекта комплексного освоения территорий. Модель должна отвечать следующим требованиям: включать в себя рентабельный бизнес; обеспечивать доходы КМНС и снабжать их необходимыми товарами; создать рабочие места для КМНС; обеспечить участие КМНС как полноправного партнера на всех этапах планирования, организации и функционирования фактории. И получить итог реализации: успешное продвижение продукции локальных общин на различных рынках; социально-экономическое и культурное развитие местных сообществ КМНС; дальнейшее институциональное развитие партнерского, равноправного взаимодействия КМНС с государственными структурами и крупным бизнесом. Основные виды продукции общин КМНС, перспективные для продвижения на рынке считаются: оленина и продукты ее переработки (консервы, колбасы), рыба (речная и морская), дикоросы (клюква, брусника, голубика, чаи из диких трав), остальная продукция может играть вспомогательную роль, позволяя общинам получить дополнительный доход (панты оленя, шкуры, внутренние органы; пушнина, продукция народных промыслов, художественных ремесел, сувенирная продукция, продукция отгонно-пастбищного животноводства; туристические услуги и связанный с ними бизнес. Рынки сбыта продукции КМНС - местные и региональные рынки, рынки федерального значения и зарубежные. При этом проблемы продвижения товаров: на федеральных и международных рынках - это высокая рыночная стоимость, транспортные расходы, стоимость энергозатрат, районные - ограниченный спрос, а также недостаточность информации об образе жизни самых коренных народов у населения (в особенности у молодежи). Функции партнеров в проекте бизнес-модели: Совет общин - осуществляет распределение части средств на культурное развитие. Региональная власть - обеспечивает льготные транспортные тарифы и иные льготы. Компания обеспечивает инвестиции в строительство объектов и производство, обучение работников из числа КМНС для работы с новыми технологиями, современному менеджменту и маркетингу, предоставление транспортных средств. Федеральная власть - принимает необходимые постановления, вносит изменения в законодательство, формирует и транслирует политическую установку на поддержку КМНС. Государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом привлечения частного капитала для решения социально-экономических проблем, позволяющим реализовать социальные проекты в условиях дефицита бюджетных средств. На второй день участники семинара разделились в отдельные группы по региональному принципу, проводили ролевые игры. Изучали разные модели и формы государственно-частного партнерства. Рассматривали их основы и условия развития, эффективной реализации, а также основные проблемы. В завершение семинара представители общин поделились опытом в своей деятельности, успехами и проблемами, сообщает ИА "Тува-онлайн". |