17.09.2010 Москва: стартапы должны уделять больше времени продажам и маркетингу Продолжается цикл материалов "МК", посвященный успешным стартапам в Москве. Своим опытом делится Никита Абраменко — директор московского малого предприятия, которое занимается перспективным IT-аутсорсингом. Информационные технологии являются одним из приоритетных направлений модернизации страны. В прошлом году, например, именно в сфере IT-технологий было внедрено 18,9% от общего числа инновационных проектов. Для столичного малого бизнеса этот вид деятельности хорош дешевым “входным билетом” на рынок. Начинать свое дело в условиях высоких технологий и приличной конкуренции сложно, но если подойти к делу с умом, то все получится. В.: Никита, поясните для начала, что такое IT-аутсорсинг? О.: Мы оказываем услуги комплексной поддержки IT-инфраструктуры. То есть все компьютеры, серверы наших клиентов, их обслуживание мы берем на себя, чтобы у них об этом голова не болела и они получали только качественные и безопасные услуги. У нас небольшая компания - всего шесть сотрудников. Часто слышу, что в сфере информационных технологий очень сложно набрать людей. Ничего подобного - наша команда подобралась очень быстро. Сейчас, по статистике портала Работа.ру, на 1 вакансию приходится 1,7 человека. То есть спрос на работников более чем удовлетворен. В.: IT-рынок достаточно конкурентный, и начинать на нем непросто. Насколько высоким оказался порог инвестиций? О.: Начинали мы в 2008 году. У нас такой бизнес, который потребовал минимальных изначальных вложений. Отчасти деньги на стартап пришлось занимать. Но не в банке - банковский заём у малого бизнеса не особенно популярен. Среди моих знакомых мало кто им воспользовался. Занимали у знакомых. Мысли взять кредит в банке на развитие своего дела возникали, но столкнулись с обычной проблемой - слишком дорого. У знакомых при желании и необходимости можно попросить рассрочку, отдать деньги чуть позже, если вдруг не сможешь в назначенный срок. А с банком так не получится. Более удобно. Когда денег не хватало, мы получили субсидию от Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы. Собрали документы, затратили некоторые усилия - и нам эти деньги выделили, даже вопросов не возникло. Немного помешала, конечно, общеэкономическая обстановка в стране. Хотелось бы, чтобы был нормальный бизнес-климат, который позволил бы развиваться и зарабатывать. В.: А как долго искали помещения? О.: У нас получилось все хорошо. Проблемы с офисом решились быстро. В.: Как пережили кризис? Многие обслуживающие фирмы на нем погорели. Например, компании отказывались от услуг обслуживающей компании и нанимали собственного системного администратора. О.: Мы открыли компанию перед самым кризисом. Но экономический "шторм" на себе ощутили очень быстро - дебеторская задолженность очень сильно выросла. Многие клиенты не платили по полгода, некоторые не платят и сейчас. Но мы стараемся идти на уступки с платежами. В.: Какие самые большие ошибки вы совершили? О.: Оглядываясь назад, могу сказать, что нам не хватало бизнес-образования. Это сыграло серьезную роль в судьбе нашей малой компании. Буквально неделю назад нас приобрела очень крупная компания, мы стали частью холдинга. Сейчас я смотрю на наших старших партнеров, как они работают, что используют, и понимаю - если бы мы обладали подобными знаниями два года назад, сейчас мы были бы в сегменте среднего бизнеса. Но мы планируем развиваться и дальше, у нас много новых проектов, в том числе и IT-аутсорсинг, которым занимаемся сейчас. Планируем развивать совершенно новый вид IT-услуг - "облачные вычисления". Это и есть те самые инновации, о которых сейчас так много говорят. В.: Вашей компании всего два года, вы уже вошли в крупный холдинг. Что можете посоветовать тем, кто только задумывается о своем деле? О.: Тем, кто начинает бизнес, могу дать один совет - уделяйте больше времени продажам и маркетингу. Продать можно все что угодно - от бублика до самолета. Надо просто уметь это грамотно сделать. |