15.09.2010  Победит ли блогер журналиста?

   Форумы, блоги, социальные сети - практически каждый, кто имеет компьютер и доступ к Интернету так или иначе отметился на просторах Всемирной паутины. Интернет стал открытой площадкой, где каждый свободно может высказать свое мнение и быть услышанным. Пользователи размещают на сайтах мобильное фото и видео, публикуют новости с места событий, порой действуя оперативнее традиционных СМИ. Где же проходит граница между блогерами-любителями и теми, кто сделал новости своей профессией, - журналистами, и есть ли она вообще? Это постарались выяснить специалисты портала HeadHunter.
   Блогерами не рождаются, блогерами становятся. Учиться на блогера не надо, а стать им может каждый, вне зависимости от наличия хотя бы минимальных способностей четко и грамотно выражать свои мысли. Достаточно зарегистрироваться в ЖЖ, Liveinternet, Diary.ru или на любом другом подобном сайте и начать что-то писать. Свой блог можно вести и в многочисленной системе проектов веб 2.0, и в некоторых социальных сетях. Поскольку блог - не просто дневник, а сетевой дневник, то главное - чтобы написанное было доступно для чтения хотя бы кому-нибудь. Ведущего дневник исключительно для себя блогером считать нельзя.
   Блогер практически ничем не ограничен в выборе тем (кроме законов своей страны), он может писать и публиковать практически любые материалы - начиная с жизнеописания любимой кошки и заканчивая любыми другими вещами, которые доступны его разыгравшемуся воображению. Обновлять свой блог можно так часто, как это позволяет свободное время - никакого графика публикаций, ни дедлайнов, ни строгого редактора, стоящего над душой в самый неподходящий момент, когда закончился творческий запал.
   Соответственно, никто не предъявляет никаких требований к содержанию всего блога и отдельной записи. Блогер не обязан придерживаться формата, думать о языке и стиле, композиции, творческих приемах и прочем. Блогер ни перед кем не отвечает за содержание своего блога, достоверность информации. Он волен излагать все, что приходит ему в голову, печатать непроверенные факты, обличать людей на основании собственного мнения и вообще использовать свой блог как площадку для свободного изложения любых своих мыслей.
   При этом, даже если блогер тратит на ведение блога изрядное количество времени и освещает какое-то социально значимое событие, он делает это на добровольных началах - денег ему за это не платят, и от своей работы он получает лишь моральное удовлетворение.
   Впрочем, сейчас новоявленные сетевые гуру дают советы, как можно заработать на своем блоге - от публикации контекстной рекламы до использования партнерских программ. Для этого нужно как минимум создать блог, «раскрутить» его в сети и собирать деньги за клики. Положа руку на сердце, скажем, что, скорее всего, вам не удастся заработать подобным образом.
   Более реальный вариант заработать блогерством деньги - предложить свои услуги какой-нибудь крупной компании, где в последние год-два в моду входит найм специальных людей, которые бы вели корпоративные сетевые дневники, размещая там новости о предлагаемых компанией продуктах и услугах. Платят за это не очень много - порядка 10-15 000 рублей, в редких случаях 20 000 рублей. Зарплата в 25 000 рублей - блогерский потолок. Зато есть возможность работать удаленно, по свободному графику.
   Понятно, что когда блогинг становится работой, а блогер - наемным сотрудником, он теряет свою независимость и неангажированность, и начинает делать так, как указывает ему вышестоящее руководство (в том числе писать на угодные руководству темы, соблюдать сроки публикации, следить за фактурой, языком и стилем и, в общем, приближаться к выполнению функционала пресс-секретаря).
   Таким образом, позиция блогера компании является одной из самых уязвимых в случае сокращения бюджета и ее едва ли можно рассматривать как стабильную работу - скорее, как подработку. Тем не менее, для определенных категорий людей, например, молодых специалистов, это хорошая возможность заработать деньги.
   Стать журналистом намного сложнее, чем блогером. В первую очередь для этого нужно окончить высшее учебное заведение и приобрести базовые знания по специальности. Конечно, практика показывает, что некоторые журналисты могут вовсе не иметь профильного образования. Но, во-первых, отсутствие азов вначале может сильно осложнить деятельность человека, который решил податься в журналисты, и для того, чтобы заслужить звание журналиста, ему придется много и упорно работать, постигая азы профессии, а затем совершенствуясь на практике. Из этого вытекает второе: успешные журналисты без профильного образования, как правило, все равно имеют дипломы о высшем образовании какого-нибудь другого вуза, и при этом колоссальный опыт работы в СМИ.
   Помимо образования, опыта и профессиональных навыков истинный журналист должен обладать и определенными чертами характера, и некими изначальными интересами и умениями. Бэкграунд, связи, мастерство письма нарабатываются со временем, но если человек по природе не обладает широким кругозором, если не умеет емко, кратко, свежо и ново излагать свои мысли, не обладает элементарной грамотностью, умением добывать информацию, общаться с людьми и интересоваться всем на свете, ему едва ли удастся стать успешным журналистом.
   Помимо прочего, современные реалии диктуют свои требования к журналисту: он должен быть не просто образован и эрудирован, но желательно подкован в иностранных языках и технически грамотен.
   В отличие от блогера, журналист, работающий в определенном издании, не может себе позволить писать о чем угодно: он точно следует заданию редакции. Конечно, можно и нужно предлагать свои темы, но решающее слово всегда остается за редактором, который из множества предложенных тем выбирает наиболее соответствующие моменту. Кроме того, журналист должен быть всегда наготове отправиться по заданию туда, куда его посылает редакция (тогда как блогер действует лишь по велению собственной души).
   В соответствие с законом о СМИ, журналист отвечает за достоверность информации, поэтому он всегда должен тщательно проверять и перепроверять факты. На нем как сотруднике СМИ лежит большая ответственность - перед читателями, перед людьми, о которых идет речь в публикации, перед редакцией. Халатное отношение журналиста к своим обязанностям может дорого стоить не только ему лично, но и СМИ. И речь идет не только о моральном, но и материальном ущербе, например, если некая персона сочтет недостоверными опубликованные о себе факты, подаст в суд и выиграет дело.
   Журналист может иметь собственное мнение, но в своей субъективности он, как никто, должен быть объективен: журналист не имеет права голословно утверждать что-либо или обвинять кого-либо: все его выводы должны быть подтверждены фактическим материалом. В силу лежащей на нем социальной ответственности журналист всегда должен помнить о том, что он формирует общественное мнение, внушает определенные идеи и даже прививает аудитории вкус. И в этом отношении он меньше свободен в выражении своих мыслей, чем блогер.
   В силу всех этих отличий от блогера профессиональный журналист получает от своей деятельности доход, размер которого сильно варьируется в зависимости от своего стажа, навыков, связей, позиции СМИ на рынке и т. д. Суммы гонораров маститых журналистов могут исчисляться шести и семизначными цифрами, зарплаты не слишком известных представителей профессии гораздо скромнее - от 25 до 50-60 000 рублей. При этом социальный вклад журналиста зачастую может не соответствовать уровню его заработной платы.
   Хотя номинально журналистом становится человек, имеющий профильное образование, достоин носить это звание далеко не каждый. Истинные журналисты учатся своей профессии всю жизнь. И для настоящих профи журналистика - больше, чем профессия, это призвание или даже, если можно так сказать, диагноз.
   Казалось бы, выводы однозначны: журналистика - это профессия, блогинг - это хобби. Журналистов готовят вузы, блогером человек себя делает сам. Однако споры между блогерами и журналистами не стихают. Так кто же останется победителем? Никто! Просто потому, что на самом деле это не борьба. Журналисты и блогеры - всего лишь две стороны информационного поля, и если убрать одну, то информационная картина мира будет намного беднее.