14.09.2010 Надо ли повышать экологические штрафы для промышленных предприятий? "Норникелю" грозят штрафы. "Решение экологических проблем Норильского промышленного района сегодня является одной из основных задач руководства комбината. Либо комбинат будет модернизироваться, либо на каком-то этапе придется принимать решения о существенном повышении экологических штрафов", - заявил премьер-министр Владимир Путин. Впрочем это предприятие отнюдь не единственное в череде промышленных структур, входящих в противоречие с природой. Журнал "Итоги" провел опрос "Надо ли повышать экологические штрафы для промышленных предприятий?": от +5 (надо) до -5 (не надо). +4 - Сергей Андреев, генеральный директор ГК ABBYY: "Считаю правильным, что после периода борьбы за восстановление экономики руководство страны серьезно задумалось об экологии. Здоровье нации прямо зависит от природных условий и воздействия на нас техногенных факторов. Если не контролировать деятельность предприятий по экологическим параметрам, то бесконтрольность постепенно приведет к усилению безответственности. Это, в свою очередь, прямо влияет на среднюю продолжительность и качество жизни, а в конечном итоге и на экономику. При этом важны прозрачность экологических норм и контроль за их исполнением, иначе можно породить еще одно коррупционно емкое направление и ничего не добиться для экологии". 0 - Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ": "Для крупных компаний, безусловно, надо. Но все зависит от размеров штрафов, которые компании платят сегодня. И еще - все должно соотноситься с наносимым уроном, включая затраты, необходимые для ликвидации последствий". +5 - Максим Уваров, генеральный директор "Биннофарм": "С точки зрения руководителя крупного промышленного предприятия, такие меры обоснованны. Посмотрите на изменение климата. Производитель обязан отвечать конкретными делами, а не на словах за будущее экологического климата". +4 - Андрей Кудаков, управляющий партнер патентной коллегии "Кудаков и партнеры": "Система экологических штрафов, которые, по мнению многих специалистов, растворяются в бюджетах разного уровня, является исключительно карательной мерой. Их кардинальное повышение снижает эффективность предприятия, не позволяя выделять деньги на модернизацию. Предложение оставлять эти штрафы в распоряжении предприятий с целевым назначением на улучшение экологической чистоты производства не лишено смысла, однако, по нашему мнению, эти средства также, скорее всего, растворятся в бюджетах предприятий. Целесообразнее направлять их в специализированный фонд, например РФФИ, который на основе конкурса будет выделять деньги научным организациям на разработку мер по улучшению экологии". +5 - Александр Сотов, партнер коллегии адвокатов "ФБК-Право": "Штрафы повышать надо, но при этом надо наладить надлежащую систему контроля за соблюдением законодательства. Например, можно запустить сайт экологического мониторинга, на котором была бы подробная карта страны, а на ней соответствующей окраской показывался уровень загрязнения в каждом регионе с указанием находящихся в нем предприятий. Разумеется, следует одновременно предоставить налоговые льготы предприятиям, внедряющим экологически безопасные технологии и модернизирующим очистные сооружения". +3 - Александр Соболенко, генеральный директор ИК "Грандис Капитал": "Вопросы экологии и сохранения окружающей среды все чаще появляются в повестке дня развитых стран. Но уровень благосостояния в этих странах достаточно высок, базовые потребности населения уже закрыты. В общем, можно позволить себе роскошь подумать о душе и экологии. В России же ситуация иная. Введение жестких ограничений и штрафов с возможным закрытием предприятий может стать слишком дорогим удовольствием и причиной роста социальной напряженности. Да, безусловно, экология может и должна быть улучшена за счет инвестиций в модернизацию устаревших производственных мощностей. Но чтобы не подорвать конкурентоспособность и финансовое положение бизнеса, важно осуществлять переход от грязных технологий к более современным поступательно и осторожно. В таком случае не пострадают работники отечественных предприятий и бюджет, который сидит на налогах бизнеса". +3 - Андрей Шульга, генеральный директор УК "Финам Менеджмент": "Необходимость в повышении экологических штрафов есть. Это выгодно и для самих неэкологичных предприятий, которые будут вынуждены модернизировать свое оборудование и станут в результате более конкурентоспособными. Но главной проблемой я считаю не сам размер экологических штрафов, а эффективность их взимания и использования: если соответствующие надзорные структуры не будут качественно исполнять свои функции, ни к чему это не приведет. Правительству необходимо усилить контроль за экологической сферой, а также параллельно, возможно, предоставить льготы и послабления для экологичной промышленности". +1 - Александр Семенов, генеральный директор "КОРУС Консалтинг": "Решение экологических проблем в промышленности связано прежде всего с модернизацией предприятий, внедрением современных технологий. Для этого одних карательных мер мало, необходимо создавать систему экономической мотивации для бизнеса, чтобы переход на более современные технологии был для предприятий выгоден. Такая система должна быть прозрачной и одинаковой для всех, так же как и лимиты выбросов, иначе экология легко становится средством давления на топ-менеджмент той или иной структуры. При этом платежи за воздействие на окружающую среду в России действительно пока составляют доли процентов от оборота предприятий, в отличие от развитых стран, где штраф за нанесенный вред может достигать многих миллионов долларов". +3 - Дмитрий Маслов, генеральный директор страховой компании "Ростра": "Повышение экологических штрафов необходимо. Это касается и автотранспорта, и различных отраслей промышленности. В Европе можно идти вслед за автобусом и даже не поморщиться, у нас же люди на улицах уже за сто метров до него задыхаются! Еще более страшное явление - города и целые области, где промышленными предприятиями отравлены вода, воздух, почва - буквально все пространство! Причем многие из этих предприятий составляют основу экономической мощи страны. Возможно, кто-то упрекнет меня в том, что я представляю бизнес, никак не влияющий на экологию, и мне легко говорить. Но я все равно считаю, что единственный эффективный путь - это комплексная модернизация систем, в том числе таких масштабных, как "Норильский никель". И это совместная задача правительства и бизнеса, потому что одними штрафами воздух и жизнь людей вокруг этих предприятий не улучшить". |