13.09.2010  Москва: в столице продают упакованный "Воздух Москвы"

   Деньги за воздух и из воздуха - московский смог можно теперь приобрести по сходной цене и в красивой упаковке. Что содержится в консервных банках со столичной символикой - загадка, но срок годности продукта впечатляет. Испортиться московский воздух уже не может.
   Запах денег в московском воздухе чувствуют многие. Петербуржец Сергей - первый, кто сумел не только унюхать, но и извлечь из атмосферы прибыль. Нужно только хорошо упаковать и грамотно преподнести. На прилавках сувенирных магазинов эта консервная банка - королева. Из России с любовью, оформление - только вручную. В день Татьяна - экономист с университетским образованием - клеит по 112 банок с надписью "Air of Moscow".
   "Нужно, чтобы все было наклеено быстро, чтобы никаких пузырьков здесь не было. Всё было натянуто, красиво", - рассказывает Татьяна.
   За границей идею торговать воздухом впервые воплотили в реальность ещё лет 20 назад. Во времена "железного занавеса" в СССР из Франции привозили жестяные баночки с надписью "Воздух Парижа". Интеллигенты шутили - "глоток свободы". До этого подобные бизнес-идеи приходили в голову разве что фантастам. Русский Герберт Уэллс - Александр Беляев - как будто предугадал и кислородные баллончики, и сжиженный газ, и вот такие сувениры.
   "Эту идею очень хорошо предвидел Беляев, написав этот фантастический роман, - что можно довести воздух до такого состояния, что его можно будет взвешивать и продавать", - отмечает актёр Артём Карапетян.
   В фильме "Продавец воздуха" капиталисты, обуреваемые жаждой наживы, воровали воздух из атмосферы Земли, прессовали его в шарики и торговали. Естественно, по спекулятивным ценам.
   Современный продавец воздуха безобиден, хотя и кажется всесильным: у него патент на продажу этого товара на всей территории страны. Уже есть консервы "Воздух Нижнего Новгорода", "Воздух Липецка", "Воздух Югры". Всё фасуется на одном заводе под Питером. Но воздух - это только начало. Продавать ведь можно что угодно, был бы спрос. А он, кажется, есть.
   "После того, как мы запатентовали воздух, мы подали патент на продажу земли, тоже в герметичной упаковке. Но земля хуже продаётся, чем воздух", - признаётся предприниматель Сергей Лучников.
   Сейчас продавцы воздуха вовсю готовятся к олимпиаде. В преддверии зимних Игр-2014 выпустили "Воздух Сочи". Если в Москве аналогичные сувениры раскупают по 150-200 рублей за штуку, то спорт высоких достижений наверняка задаст новую планку и цене на их товар.