10.09.2010 Москва: электронные торги - уже московская реальность 10 сентября на заседании комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству был рассмотрен вопрос о проведении аукционов на размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг в электронной форме. В заседании комиссии приняли участие представители многих департаментов столицы: по конкурентной политике, городского строительства, продовольственных ресурсов, экономической политики и развития, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, здравоохранения, имущества, земельных ресурсов, физической культуры и спорта, науки и промышленности, природопользования и охраны окружающей среды, капитального ремонта жилищного фонда, транспорта и связи, потребительского рынка и услуг, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, образования, социальной защиты населения, а также Контрольно-счетной палаты и члены Экспертного совета при комиссии. Представительность заседания говорит о том, что введение в действие с 1 июля текущего года процедуры электронных торгов в городе Москве затронуло практически все отрасли и сферы жизни столицы. Председатель комиссии Игорь Протопопов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), открывая заседание, сказал, что Москва - первый субъект федерации, который перешел на электронную форму проведения торгов на поставку товаров, работ и услуг. Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки, товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за время его действия не ругал только ленивый. Это закон, пожалуй, самый «изменяемый»: в него уже внесено более 20 различных поправок. Задача собравшихся - проанализировать возможные проблемы при переходе на виртуальный вариант аукционов и, как конечный вариант, - сформулировать законодательные инициативы, способные минимизировать риски. Олег Бурцев, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, рассказал о мероприятиях переходного периода: проведена модернизация городской системы ЕАИС, прошли семинары (как для операторов торгов, так и для представителей потенциальных участников), обучающие процедурам аккредитации и участию в конкурсах, образован оперативный штаб по координации и помощи участникам аукционов. Также он обозначил ряд проблем, которые могли бы стать отправной точкой для законодательных инициатив: введение дополнительных мер борьбы с недобросовестными поставщиками; предоставление возможности при обнаружении сговора приостановить торги; уменьшение сроков рассмотрения исков по приостановлению или расторжению действующего контракта. Механизмы приостановления действия контрактов были предложены несколькими участниками слушаний. Один из возможных вариантов - участник торгов должен состоять в саморегулирующейся организации (СРО). На базе СРО строителей действует практика третейского суда. Можно использовать этот опыт для решения спорных вопросов, возникающих при осуществлении контрактов, избегая обращений в суд или ФАС. Большое внимание было уделено проблеме ценового демпинга. Предложено регламентировать возможные ценовые сбросы, и, если цена лота снижается более, чем на 15%, участник торгов должен аргументировать это понижение. Председатель Экспертного совета при комиссии Наталья Малафеева сообщила о результатах социологического опроса, респондентами которого были сотрудники компаний-участников торгов и представители органов исполнительной власти. Общее мнение таково: цена контракта не должна быть определяющим фактором. Необходим учет дополнительных показателей: опыта работы, предквалификации, вхождение в реестр добросовестных поставщиков, ожидаемых результатов и т.д. Участие в государственных торгах не должно стать для фирм бизнесом. Особое внимание было уделено социальному комплексу, ведь невыполнение или ненадлежащее выполнение контрактов в этой сфере затрагивает интересы потребителей, простых москвичей, семей с детьми, пенсионеров. Владимир Ковальский, начальник управления Департамента соцзащиты населения рассказал о специфической проблеме, с которой департамент сталкивается при обеспечении инвалидов столицы техническими средствами реабилитации. Недобросовестные поставщики заменяют фирменные средства реабилитации эквивалентами, которые отличаются характеристиками, качеством, удобством для потребителя, от чего страдают самые незащищенные слои нашего общества - люди с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание присутствующие уделили экстремальным ситуациям. Лето 2010 года показало, что тендерная система не позволяет осуществлять закупки в оперативном порядке. Например, для тушения пожаров была необходима срочная закупка дополнительного топлива, средств защиты, техники и т.д. По нормам нынешнего законодательства осуществить ее оказалось весьма проблематично. Поэтому прозвучало предложение о предоставлении возможности руководителям регионов иметь фонд для осуществления необходимых мероприятий по предотвращению форс-мажорных ситуаций. Подводя итог комиссии, Игорь Протопопов поблагодарил всех участников за активность и конструктивность, а также отметил, что данное обсуждение имеет огромное значение, ведь Москва стала полигоном для отработки механизмов проведения электронных торгов. Высказанные в ходе обсуждения предложения, выводят на серьезные системные изменения. В Мосгордуме создана рабочая группа из депутатов, которая продолжит работу по сбору, обобщению предложений и внесению законодательных инициатив по совершенствованию системы электронных торгов, сообщает пресс-центр МГД. |