09.09.2010  Как сдержать цены?

   Проблема роста цен на определенную группу агротоваров на российском рынке, взаимоотношений поставщика и продавца, а также государства и бизнеса в целом, прогнозы по инфляции – все эти темы обсуждались на прошедшем 9 сентября пресс-брифинге, который состоялся в рамках XIV Международного саммита розничной индустрии «Retail Business Russia».
   Рост цен на определенные группы продовольственных товаров, возникший дефицит на рынке – эти проблемы заставили участников брифинга ответить на вопрос, насколько государство должно вмешиваться в деятельность рынка и, самое главное, насколько эффективно это вмешательство.
   По оценкам члена совета директоров «АШАН Россия» Людовика Олинье, инфляция демонстрирует наибольший рост в тех странах, где сильно присутствие государства в экономике.
   Свой ответ на вопрос, должно ли государство регулировать цены, дал председатель Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Он категорически против такого подхода, так как, по его мнению, регулирование цен в странах с нерыночной экономикой создает основу стабильности, но в рыночной экономике попытка устанавливать цены дает прямо противоположный результат. Е.Федоров привел в качестве примера отечественный рынок лекарств, где на протяжении десяти лет цены регулировало государство. В результате рост цен на фармрынке был в три раза выше, чем в других секторах экономики. Вместе с тем он заверил, что у государства есть четкий прогноз по инфляции – не более 6-7%. По его мнению, эти рамки цены не перейдут. В то же время Е.Федоров отметил, что сложившаяся ситуация с ростом цен является своеобразным индикатором «несбытности и монополизма российской экономики». «Локальный дефицит, спекуляции на рынке – это явления, которые невозможны в конкурентной среде», - подчеркнул Е.Федоров. Он пояснил, что и в рыночной экономике может возникать локальный дефицит по отдельным видам товарам, однако это кратковременное явление, так как со стороны бизнеса следует оперативная реакция – перераспределение каналов сбыта и смена порядка цепочки поставщиков, в том числе организация поставок из-за рубежа. Таким образом, рост цен на те или иные группы товаров возможен только в случае глобальной катастрофы, из-за которой товар не будет производиться ни в одной стране мира.
   Тем не менее он считает, что должна быть взвешенная политика в отношении отечественных сельхозпроизводителей, в том числе прогнозирование неурожая, засухи и т.п., чтобы государство могло оперативно принять меры в сфере тарифно-таможенного регулирования. Например, в случае роста цен на цельное молоко на 20-30% должны быть открыты границы для импорта; в случае роста цен на зерно следует закрыть границы для экспорта и использовать возможности интервенционных фондов.
   В перспективе, считает Е.Федоров, ситуация с ценами на рынке будет стабилизироваться год от года. «У нас слишком молодая экономика, но с развитием бизнес-среды, рынков сбыта, современных форм движения товара, закупок и переработки продукции проблема будет нивелирована», - сказал он.
   Мнение поставщиков продукции озвучил первый заместитель Агропромышленного союза России Валерий Мовчан, который также считает, что государству не следует заниматься регулированием цен, однако со стороны государства должны проводиться грамотные действия по регулированию ситуации на продовольственном рынке. Так, по его оценкам, принятые на уровне Правительства РФ решения о запрете экспорта зерна и поддержке сельхозпроизводителей в районах, пострадавших от засухи, позволяют утверждать, что никакого ажиотажа и дефицита на рынке зерна не будет. «Ресурсов зерна, в том числе интервенционных фондов, хватит для того, чтобы удержать цены», - считает В.Мовчан.
   Однако он напомнил, что неурожай, связанный с засухой, сказался на рынке зерна в целом, а зерно, по его словам, это еще и корма, дефицит которых будет остро ощущаться в период с нового года до нового урожая. Отдельно остановился он на проблеме, связанной с гречкой. По его словам, ситуация с дефицитом искусственно создана, объективных причин для ажиотажа не может быть. Ежегодно в России потребляется 440-450 тыс. т гречки в год, при этом урожай последних лет составил 1 млн 500 тыс. т.
   Исполнительный директор X5 Retail Group, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис считает, что государство должно четко разделять вопрос регулирования рынка и микроотношения между его участниками, например, поставщиками и ритейлерами. Так, решение вопроса, связанного с дефицитом зерна и ростом цен на него, в том числе и за счет открытия интервенционных фондов, по его мнению, в руках государства. Если же говорить о взаимоотношениях поставщиков и ритейла, то здесь лучше включить совсем другую систему - на уровне СРО, что уже и происходит, как утверждает Л.Хасис. Например, всю информацию о завышении цен на хлеб и муку организации-члены АКОРТ анализировали, обобщали и передавали в ФАС. Проблема только в том, что у ФАС нет карательных функций, чтобы незамедлительно наказать недобросовестных участников рынка, так как ведомству еще необходимо доказать наличие картельного сговора. В любом случае, по утверждению Л.Хасиса, ритейл следит за любыми изменениями цен, чтобы не допустить спекуляций на рынке. Если же говорить вообще о снижении цен, то оно, по оценкам председателя президиума АКОРТ, возможно только в условиях развития конкуренции и современных форм розничной торговли.
   «Торговые сети выступают тормозом инфляции. Так, если в первом полугодии рост цен на продовольствие составлял 5%, то в крупных сетях – не более 1-2%», - отметил Л.Хасис. Он также сообщил, что оценка дисбаланса цен по российским регионам показывает, что самые высокие цены там, где не присутствует современный формат торговли. Например, в Ульяновске, который нельзя отнести к мегаполисам, цены в магазинах выше московских. Причина в одном – крупные форматы торговли еще не дошли до родины Ленина.