08.09.2010  В Москве открылся IX Московский международный салон инноваций и инвестиций

   7 сентября в Москве, в здании Гостиного двора, торжественно открылся IX Московский международный салон инноваций и инвестиций.
   Открывая форум, мэр Москвы Юрий Лужков сообщил, что в салоне принимает участие 12 иностранных государств и 25 регионов России, представленные пятьюстами организациями, занятыми разработкой новой техники как в прикладном, так и в фундаментальном ключе.
   «Технологическая активность в мире расширяется, во всех странах растёт тяга к инновациям, и Россия здесь не может быть исключением. В Москве сосредоточено 35% научного потенциала страны, четверть инновационных компаний, нуждающихся в государственной поддержке», - отметил Ю.Лужков.
   Советская система поддержки инноваций, по его словам, в наши дни неприменима, так как была рассчитана на помощь государственным организациям. Между тем основной потенциал науки переместился сегодня в сферу рыночной экономики.
   «Коллективы в десять, пятнадцать, двадцать и полсотни человек демонстрируют нам сегодня уникальные разработки в области медицинской техники, биотехнологий, телекоммуникаций, будучи уже плоть от плоти бизнес-структурами, работая в рыночных условиях. Но крупный бизнес не спешит их поддерживать, предпочитая вкладывать средства в устаревшие производства или личные яхты, не умея и не желая рисковать», - продолжил мэр Москвы.
   В кризисный год правительство Москвы выделило дополнительно 8 млрд рублей на поддержку науки и производства, напомнил он.
   Ю.Лужков пожелал участникам салона серьёзных контрактов, успешной деятельности.
   На подиумной дискуссии, посвященной открытию салона, заместитель министра образования и науки РФ Дмитрий Пономарев заявил, что главной проблемой сегодня является уже не инструментарий поддержки инноваций – инструментов разработано вполне достаточно, - а отсутствие спроса на инновационную продукцию в отечественной экономике.
   «Стране нужна программа развития государственных инвестиций, углубления компетенций научных учреждений. Особые надежды Минобрнауки возлагает на совершенствование технологических платформ как фундаментального инструмента самоорганизации отечественной инноватики. На базе таких платформ будут готовиться кадры, концентрироваться идеи и практика как инновационного сообщества, так и реального сектора», - считает Д.Пономарев.
   По его словам, приоритетом Минобрнауки станет в текущем году исследовательская база вузов и их прикладная работа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N218 будут выделяться субсидии тем компаниям, которые соглашаются исполнять часть своих работ на базе вузовской науки. Такие субсидии уже получили 480 компаний в рамках первого конкурса. В рамках второго субсидии получат еще 327 компаний.
   «Конкурс по развитию инновационной структуры вузов выявил 56 победителей. В дальнейшем вузы станут интеллектуальными центрами взаимодействия с реальным сектором», - заключил Д.Пономарев.
   Председатель Комитета Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев заметил, что в инноватике пока нет единого органа, способного подвести итоги разнообразной ведомственной деятельности по развитию отечественных технологий.
   «Уже звучат мнения о том, что Госкомитет по науке и технике был куда более работоспособным органом, чем казалось когда-то. Претензии, однако, касаются всех звеньев цепочки – и власти, и предпринимательства, и науки. Проблемой научных организаций, например, является устаревшее оборудование: лишь 16% оборудования моложе 5 лет, остальное гораздо старше. На Западе, кстати, переходят на трехлетний цикл замены оборудования», - отметил В.Черешнев.
   Ставить на баланс новое оборудование и платить налог на прибыль ученым накладно. Накладные расходы часто «размазываются» по всему институту, работа производится и по российским, и по зарубежным контрактам. Почти нет современного российского оборудования, российских комплектующих. Наблюдается нестыковка отечественных технических регламентов с зарубежными, а также дефицит квалифицированных проектных организаций (инжиниринговых).
   «В сложившихся условиях как никогда важна роль государства. Надо использовать и методы принуждения к инновациям – технические регламенты, контроль и надзор, – и систему налоговых льгот и преференций как методы сугубо поощрительные», - считает В.Черешнев.
   В законе о Сколкове будут использоваться все методы налогового поощрения, но распространить их на всю территорию страны пока не представляется возможным.
   «Нам предстоит огромная работа в законодательной сфере: регулирование прав госсектора науки, в сфере ее кадрового обеспечения – формирование статуса научного работника, обозначение функций национальной инновационной системы. Сегодня Бюджетный кодекс, требующий прямого перечисления доходов научных организаций в бюджет, является препятствием на пути инноваций. Неотрегулированной остаётся и деятельность фондов поддержки науки, нечетки механизмы реализации инновационных федеральных целевых программ», - напомнил В.Черешнев.
   По его мнению, неэффективны сегодня и механизмы финансирования и стимулирования научно-технической деятельности. Выигрывают конкурсы на исполнение госзаказа зачастую совершенно не те организации, которые располагают достаточной для исполнения госзаказа базой научных работников и оборудования, а посредники, не имеющие ни лицензии, ни должной аттестации. Цена, обозначенная единственным критерием выигрыша, практически отдает госзаказ в руки мошенников.
   Заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству (Россодружество) Игорь Морозов заявил, что под началом агентства собрано 72 центра науки и культуры России за рубежом.
   «Нам бы хотелось со временем освоить практику помощи зарубежным странам не деньгами, а технологиями, финансируя таким образом самих себя, как это делают сегодня и Китай, и США, и Южная Корея», - предложил И.Морозов.
   В Россодружество уже поступило несколько заказов на солнечные батареи, завод по производству которых строит сейчас Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».
   «Мы готовы распространять продукцию РОСНАНО в страны Юго-Восточной Азии, а также продвигать русский язык за рубеж, что тоже требует определенных инноваций. Не следует забывать также о наших соотечественниках-учёных, которые стали сегодня за рубежом руководителями научных и инновационных центров, кафедр. Россотрудничество готово к сотрудничеству и с бизнесом», - заключил И.Морозов.
   Генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс сообщил, что корпорация утвердила 91 проект и истратит на их исполнение 120 млрд рублей собственных средств и 180 млрд рублей привлеченных – в сумме 300 млрд рублей.
   «Мы будем строить новые предприятия и заводы во всех перспективных сферах. Скоро «положим на стол» коммерческий продукт, готовый к массовому производству. Отдельно занимаемся инфраструктурными проектами – финансовыми и нефинансовыми. Первые 7 классических венчурных фондов идут тяжело, несмотря на хорошее взаимодействие с Российской венчурной компанией (РВК): закон о паевых венчурных фондах явно устарел. Вторые – наноцентры, их 4, они представляют собой крупные заводы по производству бизнесов в сфере нанотехнологий», - обозначил А.Чубайс.
   Наноцентры, по его словам, расположатся в Новосибирске и Томске (единый распределенный центр), Дубне, Казани и Зеленограде. Проблема кадров для них стоит сегодня острейшим образом, и программа подготовки кадров будет вырабатываться отдельно.
   «Мы скоро откажемся от морально устаревшей формы госкорпорации и станем современной организационно-правовой формой. Часть РОСНАНО станет акционерным обществом и будет заниматься коммерческой деятельностью для получения прибыли, но другая часть сохранит за нами некоммерческие функции – сертификацию, стандартизацию, метрологию и др., для чего будет создан фонд, нацеленный на инфраструктурные программы», - объявил А.Чубайс.
   РОСНАНО сегодня сосредотачивается на законотворческой деятельности неслучайно: законы РФ об экспортном и валютном контроле, несколько десятков постановлений Правительства РФ, связанных с этой сферой, блокируют освоение новых технологий в стране.
   «95% проблем для инновационного бизнеса создано именно российским государством. Когда-то прогрессивная IV глава Гражданского кодекса сегодня фундаментально отстаёт от нужд современного технологического развития, как, впрочем, и десятки других сфер российского законодательства. Устарела сама структура государственной власти в стране, рассчитанная на индустриальное развитие: внятный центр отсутствует, полномочия размазаны», - отметил А.Чубайс.
   По его мнению, должен быть пересмотрен набор инструментов федеральных целевых программ.
   «Набор инструментов воздействия на инновационную экономику фундаментально, чудовищно устарел. Нам нужен определяющий все последующие наши действия единый документ, в разработке которого РОСНАНО готово принять самое деятельное участие, –это «Инновационная стратегия России», - заключил А.Чубайс.