07.09.2010  Москва: нужны льготы малому и среднему экспортно ориентированному бизнесу

   7 сентября на заседании правительства Москвы в качестве первого вопроса раccматривалась Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы в аспекте внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества. Руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Георгий Мурадов отметил важность системного подхода к развитию внешнеэкономических связей столицы как условия успешного социально-экономического развития региона в целом.
   Сама внешнеэкономическая деятельность дает треть ВРП Москвы и 40% ВВП России. Поэтому данная сфера нуждается в координации, осуществлении единой политики, что, по мысли Г.Мурадова, разовьет и сферу МСП, повысит в целом уровень жизни в городе при условии привнесения иностранными компаниями и их специалистами инновационных технологий в экономику города.
   ВЭД является также инструментом антикризисного регулирования. В 2009 г. накопленный потенциал иностранных инвестиций составил в Москве 104,9 млрд долларов, а приток иностранных инвестиций - 40,3 млрд долларов, в том числе 27 млрд прямых, и тогда же вывод средств за рубеж из Москвы составил 58 млрд долларов, в том числе 16 млрд – прямых инвестиций.
   По оценке компании «Euro Money», среди городов Восточной и Центральной Европы Москва – самый привлекательный инвестиционный город. Однако проблема столицы заключается в отсутствии долгосрочных инвестиций, именно поэтому город нуждается в выработке системы мер для поддержки иностранных инвесторов. Слишком часто инвестиционные проекты в городе приостанавливаются по чисто формальным признакам. В 2009 г. выдано 255 разрешений на строительство и 780 инвестпроектов растрогнуто. По участкам, предназначенным для строительства гостиниц, торги до сих пор не состоялись. Остро стоит и вопрос промзон, притом что большая половина инвестиций идет в торговлю: в 2009 г. в науку и промышленность города было вложено 400 млн долларов, т.е. 1% от всех инвестиций.
   В ведении Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы нет ни одной структуры, занятой привлечением иностранных инвестиций, поэтому прежде всего следует определиться с ключевыми отраслевыми приоритетами ВЭД, наладить межведомственную координацию в привлечении иностранных инвесторов, заняться разработкой документации для иностранных инвесторов в соответствии с международными стандартами, предусмотрев общегородскую систему поощрения иностранных инвесторов, в частности, в сфере налоговых льгот.
   "Тендеры должны проводиться для производителей, а не посредников", - заметил Г.Мурадов.
   Он считает нужным увеличить сроки подачи заявок на участие в конкурсах и торгах. Отдельно руководитель департамента выделил 40%-ую долю машиностроительной продукции в городском экспорте, значительно превышающую общероссийский показатель (6%). Исходя из этого, городу следует поддерживать экспортные предприятия, в том числе экспорт услуг, который в 2009 г. увеличился на 4,3% и составил 2,4 млрд долларов.
   В сфере ВЭД отмечается нехватка квалифицированных специалистов, в частности, консультантов, а также тех, кто способен продвигать товары за рубеж. Отмечается и дестимулирующая практика налогового и таможенного администрирования, а нормативная база ориентирована преимущественно не на высокотехнологическую продукцию, а на сырьевой экспорт. Когда на федеральном уровне наблюдаются такие значительные пробелы, каждый регион вынужден решать внешнеэкономические задачи на свой страх и риск.
   В условиях отсутствия системы страхования экспортных контрактов и сертификации российских товаров за рубежом, по мнению Г.Мурадова, на базе домов Москвы за рубежом можно создать эффективные экспортно-импортные базы, можно также реорганизовать, повернув лицом к производителю, и систему горзаказа, вытеснив из нее посредников, закладывающих в цену товара 30—40% прибыли. Адекватная система горзаказа должна подразумевать получение уполномоченной структурой не более 2-5% вознаграждения, заключил Г.Мурадов.
   Содокладчик по данному вопросу, заместитель председателя Комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий предложил четче отладить межотраслевую координацию по претворению концепции в жизнь, отметив, что текущее финансирование, избранное для реализации концепции, не совсем подходит для ее реализации. Иностранным инвесторам в столице нужно создать инструмент «одного окна», для чего необходимо переработать инвестиционное законодательство Москвы: оно должно защищать зарубежных инвесторов в особом порядке. Подбор иностранных инвесторов должен вестись по инициативе властей Москвы - и не за месяц до конкурса, а гораздо раньше.
   Иван Новицкий предложил создать в городе специальное агентство по работе с инвестициями, отечественными и иностранными инвесторами, всемерно укреплять позитивный образ Москвы за рубежом, поддерживать малый и средний экспортно ориентированный инновационный бизнес и поддержать концепцию в целом.
   Заместитель министра экономического развития РФ Андрей Слепнев выделил существенную долю Москвы в экспорте (37%) и импорте (39%) России. Первое полугодие 2010 года явно демонстрирует положительную динамику внешнеэкономических связей столицы, что численно выражается в более чем 280 млрд долларов внешнеэкономического оборота, а это на 45% больше, чем в АППГ. Приоритеты импорта технологий, определенные Президентом РФ, - медицинские, ядерные, космические – в целом соответствуют направлениям промышленной деятельности города, занявшего первое место по уровню привлекательности для иностранных специалистов в исследовательской области.
   А.Слепнев поддержал идею создания системы «одного окна» для иностранных инвесторов, системы поддержки экспортеров, особенно из числа малого и среднего инновационного бизнеса, и выразил готовность предоставить Москве федеральные ресурсы в области торгов, консультаций, сертификации, поддержки начинающих экспортеров. Он также пообещал, что усилия федеральных властей по ликвидации барьеров на пути экспортеров cократят эти препятствия, в чем уже начинает помогать новый Таможенный кодекс. Некоторый прогресс достигнут и в области смягчения санитарных и фитосанитарных норм.
   Президент МТПП Леонид Говоров заявил, что инструментом реализации данной концепции должны служить отраслевые городские целевые программы по созданию городской инновационной системы, по поддержке выставочной деятельности, а также по развитию государственно-частного партнерства в интересах привлечения инвестиций. По его мнению, инструментом реализации концепции может служить созданная в городе инфраструктура поддержки малых и средних предприятий, а органами принятия оперативных решений – Совет по инвестиционной деятельности при мэре Москвы, ММБА и МТПП.
   Дублер руководителя департамента, студент Государственного университета управления Владимир Никитин заметил, что студенческое правительство дублеров в целом поддерживает концепцию и предлагает модернизировать столичное законодательство для ускорения ее реализации, а также ясно обозначить преференции, льготы и гарантии защиты средств иностранным инвесторам, максимально улучшить миграционное законодательство, упростив его процедуры, создать систему объективных и гласных численных параметров инвестиционной ситуации в городе.
   Руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства столицы Михаил Вышегородцев считает, что лейтмотивом документа должно стать создание условий для развития внешнеэкономической деятельности в городе, для чего не стоит отказываться от городских целевым программ как инструментов реализации концепции, и, давая возможность их оперативной корректировки, не разрушать, а дополнять сложившуюся в городе систему ведения ВЭД.
   Подводя итог обсуждению, мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что Москва является лидером страны в области иностранных инвестиций, но лидерство это продиктовано сложившимся глубинным диспаритетом инвестиций по сравнению с другими регионами. По его словам, за 20 лет работы новой власти в Москве, ни одна иностранная фирма не потеряла здесь своих средств. «Не надо ждать, пока придут иностранные инвесторы, нужно четко определить наши приоритеты и самим приглашать инвесторов. Нам нужно сформировать отраслевые льготы в соответствии с городскими приоритетами, в частности, льготы малому и среднему экспортно ориентированному бизнесу, – на это нужно сделать особый упор», - предложил мэр.
   В целом концепция была принята, на ее доработку мэр отвел авторам 15 дней.