01.09.2010  Производители вина в России хотят быть ближе к потребителю

   1 сентября, в День знаний, российские виноделы, дегустаторы и эксперты в области виноделия на площадке АИФ провели ликбез для журналистов. Они рассказали все о пользе вина, культуре его употребления, а также привели результаты испытания 7 образцов дешевого российского вина, реализуемого в торговых сетях Москвы.
   По ходу выступлений участников пресс-конференции выяснилось, что государство не поддерживает виноделов и никаких мер для повышения качества и безопасности вина не принимает.
   Рядовой российский потребитель тоже весьма индифферентен в отношении вина, предпочитая голосовать рублем в пользу пива и крепких алкогольных напитков.
   Директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отметил, что в России нет условий для роста потребления вина. «Население бедное, а вино – слишком дорогое», - резюмировал он.
   По его словам, проблема в том, что на уровне государства не сформирована система контроля качества и безопасности алкогольной продукции. Между тем сегодня такая система необходима, при этом очень важно полномочия по контролю передать в регионы, но одновременно развивать СРО и систему добровольной сертификации продукции. Таким образом контроль за качеством и безопасностью продукции будет осуществляться и властью, и бизнесом одновременно.
   «Но самое главное – заставить Роспотребнадзор выполнять свои функции по контролю», - убежден эксперт.
   Но пока все эти шаги не предприняты, ситуация с качеством на рынке алкоголя весьма плачевная. По данным В. Дробиза, ежегодно винный рынок России получает 200 млн литров фальсифицированного вина и 35 млн фальсифицированного коньяка.
   Между тем он не стал отрицать, что в России есть компании, занимающиеся производством качественного вина, и что самое главное - из отечественного сырья.
   «Таким образом на рынке на одном полюсе фальсификат, а на другом – высококачественные российские вина, получившие признание за рубежом. В такой ситуации заставить российский средний класс пить качественные российские вина очень сложно. Для начала они должны получить признание на Западе», - пояснил он.
   Идеально, по его мнению, когда у производства есть своя виноградная плантация и перерабатывающее производство. Но пока в России государство не предпринимает никаких шагов в поддержку виноделов. А попустительство создает благоприятную среду для производства контрафакта: нет системы декларирования производства винограда различных сортов. Пока только два производителя в России в 2009 году продекларировали количество собранного винограда того или иного сорта, из которого будет произведено определенное количество литров вина. Между тем в мире такая практика повсеместна.
   Впрочем, если судить по словам руководителя испытательного центра пищевой продукции Ростест-Москва Ирины Васильевой, не так все плохо с винной продукцией, по крайней мере, на столичном рынке. Лабораторные испытания 7 наименований сухих вин, купленных импульсно на прилавках торговых сетей Москвы, показали, что все образцы соответствуют требованиям качества и безопасности.
   Заботу о потребителях проявляют и профессионалы виноделия. Генеральный директор Торгового дома «Межреспубликанский винзавод» Светлана Савченко сообщила, что компания не только гарантирует, что вся продукция изготовлена из качественного винного сырья, но и запустила новый бренд. Поскольку, согласно проведенным опросам, 99% российских потребителей не знают, какой сорт вина подобрать к тем или иным блюдам, ТД «МВЗ» выпустил 5 видов популярных вин с этикетками, на которых изображены блюда, с которыми эти самые вина должно употреблять. Правда, из каких бокалов эти вина пить и в какой руке держать бокал, информации на этикетках нет.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», как разобраться в винах, как отличить контрафакт от добротной продукции, и самое главное, что такое контрафактное вино – продукция, произведенная на винзаводе, но неучтенная или, что хуже - спирт и краситель, разведенные водой, никто из выступавших вразумительного ответа дать не смог.
   С. Савченко лишь пояснила, что виноматериалы – это компонент технологического процесса, а спирт и красители – нет. В любой лаборатории анализ покажет, что спирт и краска – не вино.
   Жаль, что желудок потребителя не может выступить в роли такой лаборатории.
   Между тем, как пояснил Вадим Дробиз, все 200 млн литров фальсифицированного вина – это и есть продукция, произведенная из несуществущих виноматериалов – т.е это спирт, ароматизаторы и красители. «Если Россия начнет производить вино только из отечественного сырья, то мощности виноградников хватило бы только на 10% всей производимой в России продукции. Таким образом 90% качественного вина производится из импортных виноматериалов», - пояснил он.