31.08.2010 Что будет с ценами на бензин? Премьер-министр РФ Владимир Путин считает необходимым дополнительно изучить ситуацию с формированием цен на бензин. Вопрос о высоких внутренних ценах на бензин был затронут в ходе встречи В.Путина со строителями дороги Хабаровск - Чита. "Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам, вроде бы, все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты", - заявил российский премьер. Напомним, что борьба за снижение цен на бензин полностью возложена на ФАС. Ведомство ведет несколько крупных судебных дел против вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за монопольный сговор на рынке нефтепродуктов. Однако череда судебных разбирательств по искам ФАС в отношении крупных нефтяных компаний за необоснованное повышение цен на топливо пока не является для ВИНК серьезным аргументом в пользу того, чтобы изменить ценовую политику на внутреннем топливном рынке – штрафы на уровне 4-6 млрд руб. не являются для крупных компаний критичными в финансовом плане. Даже недавние угрозы ФАС привлечь к уголовной ответственности руководство нефтяных компаний за отказ соблюдать предписания ведомства в вопросе ценообразования на топливо не возымели должного результата. Ранее в Федеральной антимонопольной службе РФ (ФАС) заявляли, что цены на бензин как на оптовом, так и розничном рынке завышены на 15-20%. При этом главным механизмом в борьбе с нефтяниками, завышающими, по мнению ведомства, цены на топливо, стала разработанная ФАС и принятая правительством формула цены при продаже нефти на бирже. Она рассчитывается методом "обратного счета" с вычетом экспортных пошлин и логистики от текущих мировых цен. В ФАС рассчитывают, что именно этот механизм и постепенное развитие биржевой торговли нефтепродуктами позволит уравновесить российский рынок. ФАС уже давно пытается добиться того, что нефтяники вышли с топливом на биржу. Между тем, сейчас в рамках биржевой торговли продается всего 1-2% нефтепродуктов, реализуемых на рынке. В течение последнего месяца потребительские цены на автомобильный бензин продолжали расти, правда, рост этот остается плавным и медленным. В частности, в среднем по России с 16 по 22 августа 2010 года выросли на 0,1%. Неделей ранее бензин подорожал на 0,1%, до этого — также на 0,1%. Потребительские цены на автомобильный бензин в России в июле 2010 года повысились на 0,9% к предыдущему месяцу (за период с начала года – выросли на 3,3%), цены производителей повысились на 0,4% (+20,8%). Такие данные на прошлой неделе привел Росстат. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на автомобильный бензин в среднем стали выше на 0,1% и 2,7% соответственно (в последние две неделе цены на бензин в Москве не повышались). Между тем, "свежее" решение властей упразднить транспортный налог с последующим повышением акцизов на автомобильное топливо приведет к резкому росту цен на бензин, вопрос лишь, насколько вырастут цены на АЗС. Минтранс предлагает заменить транспортный налог дополнительным увеличением акцизов на автомобильный бензин и другие виды автомобильного топлива и моторные масла. Предполагается увеличить ставку в среднем размере до 3 руб. за один литр. 50% средств, полученных от акцизов, предлагается направлять в виде субсидий субъектам РФ на развитие региональных автомобильных дорог. "Вынося на повестку дня такой вариант, правительство хочет заранее проверить реакцию граждан на повышение цен на бензин. Напомним, что решение о резком увеличении транспортного налога в Калининграде в начале года спровоцировало массовый митинг", - отмечает эксперт департамента оценки НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Петр Клюев. "Бензин подорожает однозначно за счет акцизной добавки, поскольку продавцы переложат расходы по нему на потребителей. Можно говорить о 8-9% повышении цен. Повышение акциза может несколько увеличить расходы организаций, активно использующих транспорт, например, в сельском хозяйстве", - считает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. П.Клюев говорит, что увеличение акцизов приведет к удорожанию бензина на 10%. Государство от такого нововведения только выигрывает. Акцизы собираются всегда в полном объеме, так как они включены в стоимость топлива и взимаются автоматически. Отметим, что правительство, принимая решения о повышении акцизов на бензин после отмены транспортного налога оптимизирует поступления в бюджет, но никак не снимает проблему необоснованно высоких цен на топливо. Руководитель ФАС И.Артемьев сетует на непрозрачность российских нефтяных компаний. " У них не разделена добыча с переработкой, а переработка со сбытом, - говорит он. - Посредническое звено в этих условиях непрозрачности - полукриминальное. Оно играет огромную роль в поставках нефтепродуктов. Компании прекрасно знают, кто эти посредники, они прекрасно понимают, что те на этом зарабатывают". По словам И.Артемьева, все это "направлено против российского потребителя". При этом в начале июня за нефтяников вступился первый вице-премьер России Игорь Шувалов, заявив, что "нефтяные компании - это наш огромный ресурс, это толкатели экономики". Между тем, весной этого года вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что правительство готово рассмотреть предложение ФАС об ограничении доли компаний на региональных рынках нефтепродуктов 35%. Кроме того, недавно в ФАС сообщили, что правительство готово проанализировать предложение ведомства о начале строительства независимых нефтеперегонных заводов (НПЗ). Однако, по оценкам экспертов, государство вряд ли будет финансировать этот дорогостоящий проект. Рискнем предположить, что в правительстве займутся обузданием цен на бензин только в том случае, если эти необоснованно высокие топливные цены будут портить инфляционную картину. Между тем, эксперимент с повышением акцизов на бензин, который планируется начать в 2011 году, в канун очередной политической кампании в России, скорее всего, потребуется от властей держать под контролем вопрос ценообразования на топливном рынке. |