31.08.2010 Зарубежные автогиганты не спешат открывать производства в России Россия будет стимулировать зарубежные компании открывать свои производства на территории РФ, в том числе и посредством повышенных таможенных пошлин. Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин. Представленные в России иностранные автогиганты, пока не производящие у нас машины, а только торгующие ими, предупреждение главы правительства приняли к сведению, но спешить не будут – их пока сдерживают показатели рентабельности. Напомним, что вице-премьер Игорь Шувалов заявлял в начале этого месяца, что правительство может рассмотреть вопрос о снижении пошлин на новые иномарки и стратегия развития российского автопрома-2020 не предусматривает их повышения. Теперь дело приобретает другой оборот. «Ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы постоянно сбрасывали на наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники», – предупредил Владимир Путин зарубежных партнеров. «Приходите к нам и разворачивайте здесь свое производство, – пригласил премьер. – Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию». Но открыть сборочную линию недостаточно. Главное – обеспечить работой смежников, ведь один работник конвейера задействует еще семерых вне его. Поэтому глава правительства решил расширить задачу: «Мы хотим, чтобы вы, когда придете со своим производством, постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, повышали уровень технической подготовки российских специалистов», – отметил он, добавив, что все это должно быть предусмотрено в контрактах, которые подписывают производители с Минпромторгом. Представители зарубежных автогигантов на заявления премьера РФ отреагировали довольно сдержанно. «Своего производства у нас в России нет, и на данном этапе нет и таких планов, – заявила Мария Магуайер, директор по связям с общественностью Mazda Motors Rus. – Конечно, заявление премьера мы не оставим без внимания, но так сразу среагировать не можем. Могу одно сказать: нам, чтобы строиться, нужна рентабельность. А это значит продавать 300 тыс. машин в год. А наш рекорд пока – 80 тыс.». В представительстве Mercedes-Benz Russia источник, близкий к руководству, сообщил, что компания пока ограничится имеющимися в Набережных Челнах двумя совместными площадками, где производятся грузовые автомобили. «Легковые модели производить мы пока не можем. Мы в свое время провели исследование и выяснили, какой объем продаж нам нужен для запуска местного завода. Так вот, пока мы его не достигли, нет смысла вкладываться в убыточный проект», – сообщил источник. Генеральный директор автодилерского портала Олег Дацкив видит в стремлении премьера всех перевести на промсборку в России как позитивный фактор, так и негативный. «С одной стороны, Путин абсолютно прав – в долгосрочной перспективе заводы вместе с технологиями и сопутствующими производствами перекочуют сюда. С другой – зарубежной компании сразу нужно инвестировать в линию 800 млн. долларов и более, при том что в России исторически нет комплектующей базы. А если они будут пользоваться имеющейся здесь базой, то мы будем ездить на «Мерседесах» с характеристиками «Волги». Это никому не нужно!» По словам г-на Дацкива, с января будущего года в России начнут сборку по полному циклу линии Renault, Hyundai и Volkswagen. Остальные производители – те, кто пока еще скрепляют здесь узлы и красят кузова, – обещали, что полностью уйдут от узловой сборки лишь в течение ближайших семи лет. И это срок объективный. |