24.08.2010  Игорный бизнес просит об амнистии

   Если не к полной реабилитации, то к смягчению условий работы игорного бизнеса в стране призвали участники пресс-конференции "Игорный бизнес: возможно ли смягчение приговора?", состоявшейся 24 августа в РАМИ «РИА Новости».
   Председатель совета Российской ассоциации работников игорного бизнеса Валерий Иванов считает, что принятие ограничительного закона об игорном бизнесе N244- ФЗ было верным в то время, когда государство не могло справиться с ситуацией в залах игровых автоматов.
   Госкомспорт в свое время выдал, по его данным, 6500 лицензий на ведение игорного бизнеса стоимостью по 1300 рублей каждая, что было смехотворно мало для такого вида деятельности.
   «Закон расставил разумные акценты, но они оказались непродуманными. Игорные зоны оказались изолированными от развитой дорожной инфраструктуры, вдали от традиционных мест туризма и отдыха. И Ленинградская область, и Краснодарский край вносят сегодня предложения перенести игорные зоны в пятизвёздочные отели, и такой вариант видится вполне логичным», - отметил В.Иванов.
   По его словам, в 2009-ом году органами правопорядка было закрыто 400 игровых залов, но 726 клубов, маскируясь под заведения иного рода, чем игровые, продолжают работать.
   «В одной Москве существует 98 компьютерных клубов с выходом в Интернет на игровые сайты. Туда же можно попасть прямо через терминалы оплаты услуг. Организуется доступ к играм через мобильные телефоны. Впервые с 1994-го года на улицах страны появились… «напёрсточники»! Все приведенные факты свидетельствуют об уходе игорного бизнеса в подполье. Если в 2008-ом году от игорного бизнеса в бюджет Москвы поступило более 80 млрд рублей налогов, то в 2010-ом году эта сумма стала равной всего 30 млн рублей, что, по словам В.Иванова, «несопоставимые величины», - пояснил В.Иванов.
   Борьба с нелегальным игорным бизнесом стоит государству 1 млрд рублей в год.
   Советник Российского союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Слободкин, участвовавший, по его словам, в разработке правовых актов по игорному бизнесу и в советский период, и в эпоху новой России, утверждает, что экономические обоснования закона N244-ФЗ появились позже, чем вступление его в силу. Иными словами, политическая целесообразность в этом случае явно одержала победу над экономическим прагматизмом.
   «Ни государство, ни бизнесмены не виноваты в ситуации, сложившейся на момент принятия решения об ограничении игорного бизнеса. Игровые автоматы ставились где угодно и в любых количествах именно в силу отсутствия какого-либо надзора. С 2000-го по 2006-й гг. доходы игорного бизнеса увеличились на 437%, на 736% выросло количество установленных игровых автоматов, 300 тыс. из которых были произведены, подчёркиваю, в России. Ни одна отрасль не испытывала такого роста, как игорный бизнес. Рост налогов от него, сопоставимый с увеличением доходности, мог бы быть при разумной политике властей по отношению к игорному бизнесу и гораздо большим», - считает Д.Слободкин.
   85% доходов отрасли приносят именно игровые автоматы. На пике развития отрасли в ней было занято до 650 тыс. человек. Доля налогов в общей сумме выручки выросла в тот период до 18% и могла бы быть увеличена.
   «Следует отметить, что если на тысячу человек населения в Латвии приходится 5,3 игровых автомата, в Великобритании – 4,2, Австралии – 10, Испании – 7,9, то в России в лучшие времена игорного бизнеса – всего 2,8. Поэтому говорить, как тогда вещали СМИ, о «засилье» игорных автоматов смешно», - продолжил Д.Слободкин.
   СМИ, по его словам, неправомерно обращали внимание на губительные последствия игровой зависимости, которую в некоторых странах не считают болезнью.
   По его словам, аргументы против игорного бизнеса – вред здоровью граждан, бесконтрольное развитие, общая криминогенность, аморальность и слишком большие прибыли – несостоятельны.
   «Статистика по «игроманам» в России не велась и не ведётся. Цифру в 300 тыс. игрозависимых по Москве тогдашний глава Минсоцздравразвития РФ Волошин, как мы выяснили, заимствовал из статьи «Московского комсомольца» и одной из программ канала «ТВЦ», - заметил Д.Слободкин.
   По его словам, в 180 из 220 стран мира игорный бизнес разрешён, и опыт регулирования его огромен.
   «Закон породил множество проблем – нелегальный игорный бизнес, лишённый контроля, неверие в мощь государства, способного управлять ситуацией. История игорного бизнеса в США сегодня дошла до той точки, когда доходы нелегального игорного бизнеса измеряются уже одной третью доходов легального. В Китае, который любят приводить в пример, за последний год было проведено 382 тыс. проверок игорного бизнеса и изъято $454 млн незаконно полученных доходов», - привел цифры Д.Слободкин.
   Директор Ассоциации развития игорной зоны «Азов-Сити» Ленар Кашапов считает вопрос об узаконивании игорного бизнеса повсеместно в России как минимум спорным, однако следует помнить и о том, что в 2008-ом году объем рынка игорного бизнеса был равен $6 млрд, а теперь значительно уменьшился.
   «Единственной точкой входа для инвестора на рынок игорного бизнеса сегодня является игровая зона «Азов-Сити», готовая давать развёрнутую статистику по своей деятельности, платить налоги в бюджет, развивать сферу», - заверил Л.Кашапов.
   По его мнению, закон N244-ФЗ несовершенен в силу многих недоработок: власти не имеют чётких понятий о конечных целях регулирования отрасли, перспективах ее развития. В частности, реклама игорных зон не допускается, статус земель, на которых располагаются игорные заведения, не определён. Есть проблемы и со стандартизацией отрасли: у нее отсутствует уполномоченный орган регулирования, т.е. за игорный бизнес в России сегодня нормативно не отвечает никто. Не гарантированы в отрасли и права инвесторов, на средства которых «с нуля, в чистом поле» выстроено единственное работающее казино – «Оракул».
   «В отрасли отсутствуют стандарты строительства специальных помещений для казино и игорных домов. Нами разработана концепция застройки игорной зоны, учитывающая, что в том же Лас-Вегасе она производилась стихийно и привела к тому, что люди приезжают в какое-то конкретное казино и не идут в другие, так как игорные заведения довольно далеко друг от друга. Мы учтём эти ошибки», - заявил Л.Кашапов при некотором скептическом оживлении зала.
   Консультативный диалог, по его словам, ведётся сегодня игорной зоной и с китайцами, и с американцами, и с европейцами.
   «Краснодар и Ростов, как и Анапа, Галенджик и Туапсе, находятся довольно близко к «Азов-Сити», туда ходят бесплатные экскурсионные автобусы, но зона до сих пор не обозначена на картах, не внесена в GPS-навигаторы. Посетители зоны, бывшие в зарубежных игорных зонах, высоко отзываются об «Азов-Сити». Зона платит множество налогов. Один «Оракул» платит по 125 тыс. рублей с каждого игорного стола и по 7500 рублей с каждого игрового автомата ежемесячно – итого 5 млн рублей в месяц. Казино «Шамбала», которое откроется в октябре текущего года, будет платить 3 млн рублей налогов в месяц, итого 8 млн рублей», - анонсировал Л.Кашапов.
   Участники пресс-конференции поставили перед законодателями вопрос о частичном «амнистировании» игорного бизнеса в России, возвращении ему части прежних прав, учёте разумных альтернатив четырём изолированным от транспортной и иной инфраструктуры игорным зонам и размещении игорных заведений в высококлассных отелях страны.