24.08.2010 Россия вышла в мировые лидеры по числу регистрируемых торговых марок Как подсчитали американские аналитики, регистрация торговых марок в России за последние пять лет ускорилась на 46%. Таким образом, по этому показателю страна вышла в мировые лидеры. Для сравнения: в США за это же время число вновь вышедших на рынок брендов увеличилось на 6%, в Китае – лишь на 3%. Впрочем, по словам экспертов, количество у нас, к сожалению, не переходит в качество: отечественные торговые марки почти не известны на Западе. За один только 2009 год в России было зарегистрировано более 36 тыс. торговых марок. По мнению американских экспертов, это говорит о том, что значение нашей страны как жизнеспособного коммерческого рынка для мировых производителей возрастает. «Последние годы российский потребительский сектор развивался достаточно динамично, что способствовало появлению новых марок, – рассказал аналитик управляющей компании Максим Клягин. – Нет ничего удивительного в том, что по темпам мы обгоняем развитые страны, в которых конкуренция в этой сфере намного более существенна». «Регистрация торгового знака – это дорогостоящая процедура, ее позволяют себе только компании, которые располагают определенным бюджетом, – рассказал юрист центра «Товарные знаки» Роман Игнатов. – Тем не менее в последние годы все стали понимать, что это необходимо, даже в сфере мелкого бизнеса. В первую очередь для того, чтобы пресекать контрафакт своей продукции и получить возможность обращаться с исками в суд». По словам Романа Игнатова, споры вокруг товарных знаков чаще всего идут между российскими компаниями, случаи воровства брендов у западных коллег не так распространены. В целом же, по наблюдениям юристов, отечественные предприниматели стали значительно активнее и настойчивее защищать свои марки, подавать иски и судиться с нарушителями. Впрочем, по словам экспертов, количество у нас, к сожалению, не переходит в качество: отечественные торговые марки почти не известны на Западе. Лидеры западного рынка – это бренды, так или иначе связанные с новыми технологиями. А именно с этим у нас большие проблемы. К примеру, самой дорогой маркой Европы стала финская Nokia, производитель сотовых телефонов, которая оценивается в 35,22 млрд евро. Мировой рейтинг самых дорогих брендов, составленный журналом Forbes, возглавляет компания Apple, стоимость которой достигла 57,4 млрд долларов. На втором месте Microsoft со стоимостью бренда 56,6 млрд., а на четвертом – IBM – 43 млрд. Из компаний, не занятых в сфере высоких технологий, в эту пятерку вклинилась лишь Coca-Cola (третья позиция и 55,4 млрд долларов), и то во многом благодаря тому, что этот бренд – один из старейших и наиболее узнаваемых в мире. Общая стоимость 50 торговых марок, вошедших в рейтинг журнала Forbes за 2010 год, составляет 988 млрд долл. Российских компаний в числе лидеров нет. Как пояснил Максим Клягин, если брать нашу страну, то у нас в лидерах бренды, которые имеют отношение преимущественно к потребительскому сектору. «Это сотовая связь, розничная торговля, производство продуктов питания», – говорит эксперт. По словам аналитиков, на Западе наши марки в большинстве своем никому не известны. Исключения – нефтегазовые компании и некоторые водочные бренды. Специалисты связывают это с тем, что западные рынки уже давно насыщены и нас там не особо ждут. Но не только с этим. «Чтобы нас узнавали на Западе, надо улучшать качество производимой продукции, а оно сейчас значительно уступает тому, что есть там», – считает Роман Игнатов. |