13.08.2010  Москва: в ЗАО растет доля субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ

   Участие предприятий малого и среднего бизнеса в системе строительства и жилищно-коммунального хозяйства – тема актуальная. Об опыте, полученном в этих сферах, рассказывает «Квартирному ряду» заместитель префекта Западного административного округа г. Москвы Владислав Базанчук.
   В.: Как развивается малый и средний бизнес в округе? Повлиял ли на деятельность фирм и компаний глобальный кризис?
   
О.: В течение всего 2009 года и по сей день специалисты Центра развития предпринимательства Западного округа проводили и проводят мониторинг влияния на малый и средний бизнес последствий финансово-экономического кризиса. Мониторинг включает такие показатели, как арендные отношения малого бизнеса, создание магазинов шаговой доступности, выявление вакантных рабочих мест и многое другое.
   Еженедельные опросы и анализ полученных данных показали, что большинство индексов, характеризующих внешние условия, изменились сегодня в лучшую сторону. Это касается как взаимодействия малых предприятий с поставщиками и банками, так и ситуации с привлечением и увольнением персонала.
   В.: Повышается ли доля малых предприятий в ЖКХ? Где они заняты, какие направления работы выбирают?
   
О.: Действительно, доля малых предприятий, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве Западного округа, неуклонно повышается. По запросу Минрегиона РФ у нас был проведен мониторинг. Он показал, что доля субъектов малого предпринимательства в ЖКХ с 2005 по 2009 годы возросла на 43%. Сейчас в этой сфере занято около 100 малых предприятий.
   Можно выделить несколько направлений работы, где представители малого бизнеса проявляют себя наиболее активно. Прежде всего это ремонтно-эксплуатационное и ремонтно-строительное направления. Прирост малых предприятий, занятых в этих видах деятельности, за указанный период составил 58%. В сборе и вывозе твердых бытовых отходов в 2009-м было занято на 25% больше представителей малого бизнеса, чем за четыре года до этого. Количество малых предприятий – подрядчиков коммунальных организаций возросло на 41,6%, в основном они заняты поставкой оборудования и ремонтными работами.
   В.: Как поощряются лучшие предприятия малого бизнеса?
   
О.: Ежегодно в столице проводится конкурс «Московский предприниматель». В его номинации «Городское хозяйство, жилищно-коммунальные услуги и экология» традиционно участвуют субъекты малого предпринимательства, занятые в сфере ЖКХ и имеющие положительный опыт работы.
   Сам конкурс проводится в два этапа: на окружном и городском уровнях. Организация, победившая на окружном этапе, вступает в борьбу в городском финале. По результатам первого этапа лучшее предприятие округа награждается памятным подарком. Церемония награждения победителей-финалистов городского этапа проходит в торжественной обстановке в Центральном доме предпринимателя. В ее проведении принимают участие представители Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, префектур административных округов.
   В.: Малые и средние предприятия начали работать в строительстве. Какие участки работ они охватывают?
   
О.: В основном предприятия малого и среднего бизнеса, занятые в строительстве, выполняют работы по установке и обслуживанию инженерного оборудования (счетчиков и датчиков учета, котлов и т.д.), проектированию. Им поручают также ремонтные и отделочные работы, установку навесных фасадов и теплоизоляции, ремонт подъездов, лестниц, крыш и квартир.
   По итогам конкурса «Московский предприниматель – 2009» в номинации «Строительство, ремонт, реставрация» лучшим малым предприятием Западного округа стало ООО «Стройкапремонт-2».
   В.: Есть ли проблемы в этом сегменте бизнеса? Что необходимо для более широкого вовлечения в него москвичей?
   
О.: Сегодня все малые предприятия, занятые в строительстве, должны вступить в некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО) и получить свидетельство о допуске к определенным видам работ. Само вхождение в СРО предполагает оплату вступительного и далее ежегодных взносов – их размер устанавливается саморегулируемой организацией. Кроме того, необходимо оплатить взнос в компенсационный фонд, размер этого взноса составляет от 300 тыс. до 1 млн рублей. И, конечно же, малое предприятие должно представить полный комплект документов, необходимых для вступления в СРО.
   Субъектам малого предпринимательства выполнить все эти требования не всегда по силам, серьезным ограничителем в первую очередь является финансовая составляющая. На мой взгляд, именно такая ситуация не позволяет широко вовлекать в этот бизнес новых представителей.
   В.: Какова, на ваш взгляд, роль СМИ в развитии предпринимательской инициативы в сферах ЖКХ и строительства?
   
О.: Средства массовой информации активно публикуют материалы на темы, волнующие общество, а состояние дел в ЖКХ и строительстве затрагивает каждого из нас. Хорошо, что проводятся беседы с представителями органов власти, которые отвечают на злободневные интересующие многих вопросы. Тем самым СМИ способствуют широкому информированию всего населения – как простых горожан, так и представителей предпринимательского сообщества. Более полное понимание складывающейся ситуации способствует формированию конструктивного диалога власти и населения, а также развитию предпринимательских инициатив. И эту роль средств массовой информации нельзя недооценить.