13.08.2010  Выделено 10 млрд руб. на второй этап программы по утилизации автомобилей

   Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства о выделении дополнительных 10 млрд рублей на второй этап плана по утилизации старых автомобилей. Об этом он сообщил на встрече с министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко.
   В.Путин попросил главу Минпромторга рассказать о том, как предполагается организовать эту работу, а также дать оценку состояния автомобильной отрасли в целом по итогам семи месяцев 2010 года.
   По словам В.Христенко, данное постановление правительства крайне важно и своевременно. По итогам семи месяцев текущего года продажи легковых автомобилей составили 964 тыс. штук, что примерно на 9% больше, чем в 2009 году. Это, по словам министра, свидетельствует о завершении кризиса и оживлении отрасли. «В последние месяцы, начиная с апреля, рост рынка шёл двухзначными цифрами и темпами. В апреле - 20% , в июне - 45%, в июле - 48% роста по отношению к продажам прошлого года, и это уже существенная динамика», - отметил он.
   «Хотя надо сказать, что и в июле было куплено на рынке машин в 1,4 раза меньше, чем в успешном 2008 году, до кризиса. Тем не менее постепенное восстановление спроса на рынке происходит, и, безусловно, это позитивная тенденция», - сказал министр.
   Другой положительный момент, по словам В.Христенко, связан с ростом автомобильного производства на российской территории. «За это время производство автомобильной техники на российской территории росло ещё более высокими темпами: по итогам семи месяцев оно выросло больше чем на 60% по отношению к 2009 году», - цитирует слова министра пресс-служба правительства.
   «Конечно, здесь сказывается эффект низкой базы 2009 года или сильного падения. Но 1,6 раза - это очень высокий темп, - отметил В.Христенко. - В результате российская автомобильная промышленность (это и наши традиционные бренды, и иностранные бренды, производимые на территории России) стала доминирующим игроком на рынке. Если в первом полугодии 2008 года доля была 32%, в 2009-м приблизилась к 50%, то теперь доля автомобилей, продаваемых, произведённых на территории Российской Федерации, на нашем рынке, превысила 60%».
   По словам министра, из первой десятки наиболее успешно продаваемых моделей на сегодняшний день девять производятся на территории Российской Федерации.
   «Конечно, это позитивные моменты. Оба эти процесса могли состояться только благодаря мерам государственной поддержки, которые, мне представляется, были приняты своевременно, в нужном качестве и в нужном объёме», - сказал В.Христенко.
   Он отметил две ключевые меры, которые поддержали частный спрос: льготные кредиты и программа по утилизации. «В прошлом году мы сумели выдать 72 тыс. льготных кредитов. В 2010 году на сегодняшний день (подано) 200 тыс. заявок на льготное кредитование и более 90 тыс. выданных льготных кредитов, то есть за первые семь месяцев мы уже целиком превысили показатели прошлого года», - сообщил глава Минпромторга.
   Что касается утилизации, по его словам, за время первого этапа выдано 200 тыс. свидетельств. «Из них более 190 тыс. оформлено уже контрактами - известно, когда и какая у людей будет машина, - пояснил он. - Более 130 тыс. получено. Мы приступили к реализации второго этапа, финансовое обеспечение которого Вы сейчас подписали. 60 тыс. свидетельств уже зарезервировано в рамках предварительных контрактов купли-продажи».
   «Но в целом это тоже будет 200 тыс. автомобилей?» - спросил В.Путин.
   В.Христенко подтвердил эту цифру. Решение правительства о втором этапе программы по утилизации – это важная мера, считает он, поскольку «это создаёт понятную, надёжную, прочную основу для формирования производственной программы у наших автопроизводителей, которая охватит не только этот год, но и зайдёт на первый месяц следующего года и всегда тяжёлый переход из года в год в данном случае в этом плане будет выровнен».
   «Эта мера подкрепляет процесс восстановления естественного спроса на рынке. Это чрезвычайно актуально и чрезвычайно вовремя», - заявил глава Минпромторга. По его мнению, правильным решением был запуск программы не в начале кризиса, а чуть позже. «Нас за это иногда даже критиковали, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно, поскольку эта мера стимулировала и сопровождала не распродажу складов, которые скопились, как произошло в Европе, а сопровождала нормальный процесс заказа автомобилей нового производства. И поэтому каждый покупатель имеет возможность получить то, что он хотел, а не то, что есть на складе и от чего нужно избавляться».
   Ещё один процесс, который чрезвычайно актуален и который характеризует состояние автопрома, - это привлечение инвестиций, отметил В.Христенко. Последний инвестиционный цикл российский автопром пережил еще в 70-е годы прошлого века, напомнил он. В 2005 году была сформулирована основная промышленная политика в этой сфере, и с 2006 года начался новый цикл. С 2006 года и до начала кризиса зарубежные инвесторы вложили в автопредприятия более 5 млрд долларов.
   «Даже несмотря на кризисные явления, благодаря мерам поддержки и внятной национальной стратегии, которая была принята, инвесторы продолжили этот процесс и даже в этот трудный год проинвестировали более 1 млрд долларов, - сказал В.Христенко. - Более того, по многим предприятиям этот процесс даже ускорялся, так как было понимание, что возможность, которая открывается вслед за кризисом, может быть занята игроками и инвесторами, которые пришли к нам».
   Именно поэтому в этот период, несмотря на кризис, появились новые марки, которые вошли в программу господдержки, отметил министр. Это Volkswagen, Peugeot Citroën, Hyundai.
   В.Христенко подчеркнул, что для завершения модернизации отрасли в планируемые сроки (до 2016 года) необходимо ещё более 10 млрд долларов инвестиций. «И, конечно, для инвесторов, для поддержки этого инвестиционного цикла требуется уверенность и очень важны те меры, которые мы сейчас принимаем и которые мы наметили на 2011 год в качестве поддержки развития отрасли, - считает он. - Мы сумеем сейчас перевести предварительные контракты на приобретение машин в реализацию, и процесс, несмотря на то что он и так сейчас идёт быстро, пойдёт ещё интенсивнее».