12.08.2010  Москва: почему дорожает хлеб

   В некоторых магазинах и хлебных киосках Москвы появились объявления о подорожании хлеба. Владельцы торговых точек ссылаются на то, что отпускные цены на продукт номер один поднимают его производители, в частности кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» и хлебозавод №22.
   Эксперты уверяют, что это – чистой воды спекуляция на ожидании последствий засухи. Пекари, в свою очередь, с документами в руках доказывают факт существенного подорожания муки и других ингредиентов, необходимых для выпечки хлеба.
   Еще в середине июля в ряде регионов, пострадавших от засухи, стали наблюдаться всплески цен на муку и хлеб. Чувашстат сообщил, что за июль более всего в республике подорожали сахар (+16%), мука (+13,6%), макаронные и крупяные изделия (+ 9,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (+ 7%). В Вологде только за неделю с 27 июля по 2 августа мука подорожала на 7,3%, и процесс продолжается.
   С Волги волна подорожания в первые дни августа докатилась и до Москвы. Столичные предприятия также ссылаются на дорожающее сырье. Вот, что говорится в объявлениях Черемушкинского комбината, расклеенных на киосках около метро «Теплый стан»: «В связи с ростом цен на муку (поставщик объявляет повышение на 30–50% в зависимости от сорта) цены на хлебобулочную продукцию поднимутся в среднем на 12%».
   Подобные сообщения выглядят тем более странными, если учесть, что министр сельского хозяйства Елена Скрынник регулярно заявляет, что «ситуация под контролем», «резкого скачка цен на хлеб из-за подорожания зерна не будет», а «в случае роста цен Минсельхоз может предпринять «комплекс мер» для их снижения».
   Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей, в объективный рост цен не верит. Он не только обвинил московские хлебозаводы в том, что они пошли на поводу у мукомолов («по нашим данным, сырья хватит на весь следующий год»), но и бросил камень в региональные власти, в том числе и столичные. «Они отвечают перед населением за то, чтобы в цепочке зерно-мука-хлеб все было нормально. Когда есть конкуренция, цены падают, в противном случае каждый тянет одеяло на себя», – отметил специалист.
   По его словам, еще два года назад вице-премьер Виктор Зубков объявил о начале региональных программ развития конкуренции в продуктовых отраслях, но по хлебу вообще ничего не сделано – в России до сих пор 12–13 тыс. экономических субъектов заняты хлебопечением, а для насыщения рынка нужно в три раза больше.
   «Вот потому сейчас, в трудную минуту, мы имеем произвольное завышение цен», – пояснил г-н Кацнельсон. Он также сообщил, что гильдия сейчас самостоятельно «мониторит» поставщиков и производителей муки на предмет искусственного завышения цен – такие сигналы уже зафиксированы в Воронежской области.
   «Через неделю мы направим в ФАС свою «табличку», чтобы они там приняли меры, – сообщил эксперт. – И мы призываем все заводы, которым мукомолы завысили цены, обратиться к нам с заявлением».
   А директор «Хлебозавода № 22» Елена Борисова изложила свою «правду»: «Мы подняли цены на 10% на весь ассортимент еще 19 июля. Уведомили предварительно ФАС и Департамент науки и промышленной политики Москвы о том, что подорожала мука от 10 до 50% в зависимости от поставки – с 6,4 тыс. руб. за тонну до 14,5 тыс. Также выросли в цене сахар, масло растительное, упаковочные материалы на 30%. Кроме того, с начала года существенно подорожала электроэнергия плюс пришлось проиндексировать зарплату сотрудников. Мы не можем работать с такими издержками по старым ценам. И цены подняли не только мы. Все московские хлебозаводы пошли на этот шаг».
   По словам г-жи Борисовой, все ее поставщики муки – «Истра-хлебпродукт», «Луховицкий мукомольный завод», «Рязаньзернопродукт» и «Московский мельничный комбинат №3» – в течение июля подняли отпускные цены, и это подтверждается накладными и деловой перепиской.
   А на вопрос, почему не все покупатели заметили подорожание, директор завода ответила, что производитель обязан предупредить торговые сети об изменении цен за 45 дней: «Поэтому до 9 сентября мы им поставляем хлеб с убытками, но после этой даты наш хлеб подорожает абсолютно во всех торговых точках».
   Зато москвичи уже заметили, как дорожает мука: в некоторых торговых точках цены на нее поднялись в два раза, в других – чуть меньше. Мука низкого качества с 19 рублей поднялась в цене примерно до 40, а более высокого – с 48 до 100 рублей.
   В ходе разговора с Еленой Борисовой выяснился еще один интересный факт: разница отпускной цены батона с завода и предложения на полке составляет минимум 30–40%. А торговые сети нам постоянно внушают, что хлеб – самый низкомаржинальный продукт и они на нем ничего не зарабатывают!
   До сентября у соответствующих государственных служб еще есть время вмешаться, объяснить что-то мукомолам и элеваторным станциям, найти «слабое звено», из-за которого продукт номер один, как уже объявлено, будет дорожать.