04.08.2010 Применение аутсорсинга на российских малых и средних предприятиях Постепенно в среде малых предприятий начинает завоевывать признание аутсорсинг в сфере IT-обслуживания, сервиса оргтехники, автотранспорта и даже при оказании бухгалтерских услуг. В значительной мере развитию бухгалтерского аутсорсинга способствовала реализация проекта СТАБУС (Стандарт Бухгалтерских Услуг), в рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 2001-2003 гг.». В ходе реализации этого проекта была учреждена компания ООО «Учетные центры» (www.stabus.ru), явившаяся первой в создаваемой сети центров по ведению бухгалтерского и налогового учета. Одним из важнейших достоинств проекта СТАБУС является принцип полного страхования ответственности учетных центров перед своими клиентами от возможных штрафных санкций со стороны налоговых органов. Эти центры ориентированы на оказание полного комплекса работ по ведению учета и на предоставление большого количества дополнительных бухгалтерских, юридических и консультационных услуг. Успешное развитие аутсорсинга бухгалтерских услуг для малого предпринимательства подтверждается тем, что наряду с учетными центрами СТАБУС в Москве успешно действуют и другие фирмы с аналогичной специализацией, оказывающие на контрактной основе услуги по ведению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности для малых предприятий. Это позволяет малым предприятиям более успешно и квалифицированно решать многие проблемы бухгалтерского учета и налогообложения. Наличие примеров успешного опыта аутсорсинга в России свидетельствует о перспективах дальнейшего развития такой формы деловых отношений, особенно в условиях, когда на предприятиях ощущается острый недостаток необходимых знаний и специалистов. Аутсорсинг позволяет осуществить комплексное привлечение опыта высококвалифицированных специалистов для качественной разработки и быстрой реализации проектов (конструкторских, технологических, информационных, административных, управленческих и др.), а также для приобретения услуг (бухгалтерский учет, логистика, маркетинговые исследования, ремонт оборудования и др.). Развитию аутсорсинга способствуют следующие факторы: • возможность сокращения накладных расходов путем ликвидации нерентабельных подразделений, занятых второстепенными, периодически выполняемыми работами (ремонтно-строительные работы, ремонт оборудования, уборка территорий и др.); • сокращение производственных затрат путем передачи изготовления заготовок, метизов и комплектующих изделий сторонним предприятиям; • необходимость во временном использовании специального производственного, технологического, испытательного и лабораторного оборудования, складских помещений, транспортных средств и строительных механизмов; • размещение заказов на производство продукции или оказание услуг при пиковых нагрузках (сезонный спрос или колебания рыночной конъюнктуры) при недостатке собственных мощностей; • подстраховка на случай поломки собственного оборудования, чтобы в этих обстоятельствах можно было не останавливать отгрузки и не терять в выручке, а переключиться на производство на стороне. Аутсорсинг как форма привлечения внешних ресурсов уменьшает потребность в инвестициях в неосновные фонды и сокращает накладные расходы (стоимость рабочих мест, обучение сотрудников, информационная поддержка и др.), позволяет избежать расширения штата сотрудников. Наряду с очевидными выгодами использования аутсорсинга в российских отраслях промышленности существуют серьезные сдерживающие его развитие факторы. Среди основных причин, препятствующих развитию аутсорсинга в российской экономике, можно назвать: • недостаточный уровень информированности о действующих на местных рынках аутсорсерах и предлагаемых ими услугах; • возможное снижение оперативности при решении производственно-технологических вопросов в связи с недостаточном уровне развития систем связи и логистики; • ограниченное количество альтернативных производителей и поставщиков услуг в данном регионе или в радиусе допустимых транспортных издержек, что затрудняет или делает невозможным подбор экономически выгодных партнеров для взаимодействия на условиях аутсорсинга; • опасения в утрате контроля над предприятием и нежелание доверять сторонней организации определенные сведения о своей деятельности, необходимые для обеспечения эффективного взаимодействия заказчика и аутсорсера. Защититься от некачественных аутсорсинговых услуг и минимизировать риски при передаче деловых функций сторонней структуре можно при условии правильного заключения договора об уровне ответственности при предоставлении услуг. В этом договоре определяется профессиональная ответственность сторон и устанавливаются обязанности подрядчика в обеспечении надлежащего качества услуг и возмещении возможных убытков. На основании такого договора можно заставить аутсорсера исправить свои ошибки и возместить убытки. Однако большинство аутсорсинговых компаний не обладают достаточными активами для возмещения возможных убытков от некачественной работы, поэтому контракты на обслуживание становятся предметом страхования ряда юридических, консалтинговых, бухгалтерских, аудиторских, IT-услуг и др. Компании, успешно использующие аутсорсинг, стремятся обезопасить выполнение собственных обязательств и ожидают от своих поставщиков максимальной открытости для установления надежных партнерских отношений. С ростом устойчивости и эффективности специализированных малых предприятий крупные компании в большей мере начнут ориентироваться на развитие аутсорсинга, как это, например, практикуется в мировой автомобильной промышленности, где основным производительным звеном являются малые предприятия как поставщики заготовок, деталей и узлов, а не крупные автомобильные концерны. Учитывая необходимость ускоренного развития отечественного малого бизнеса в производственной и научно-технической сферах как одного из важнейших условий устойчивого экономического роста страны, можно предположить, что аутсорсинговые отношения станут основой взаимодействия малого предпринимательства с крупными и средними предприятиями во многих направлениях деятельности, среди которых наиболее перспективными являются проведение исследований и осуществление экспериментальных работ, оказание информационных, маркетинговых, аналитических, административных и др. услуг, уборка территорий и помещений (производственных и офисных), проведение ремонтных работ - оборудования, зданий, сооружений, изготовление несложных изделий (заготовки, метизы, комплектующие изделия), уборка промышленных отходов и их переработка для последующей утилизации, модернизация или утилизация устаревшего оборудования, логистика на местном уровне и др. |