04.08.2010  Челябинская область: поддержку бизнеса переносят на уровень муниципалитетов

Более 37 процентов населения Челябинской области прямо или косвенно связаны с малым предпринимательством. Это собственники малых компаний, индивидуальные предприниматели и наемные работники. Предпринимательство стало для многих южноуральцев жизнью, средством самореализации и способом зарабатывания денег. Конечно пока нельзя говорить о том, что малый бизнес - бюджетообразующий для области, но с каждым годом его вклад в областную бюджетную корзину растет. Полной картиной того, что происходит сегодня в этом секторе экономики, владеет министр экономического развития Елена Мурзина. Что собой представляет система поддержки малого бизнеса в Челябинской области, что удалось сделать, какие вопросы предстоит решить – об этом она рассказала в интервью. В.: В течение какого времени областные власти осуществляют планомерную поддержку малых предприятий области, какое место эта деятельность занимает в экономической политике властей региона? О.: Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектом Российской Федерации, обладающим значительными конкурентными преимуществами (производственный, трудовой, научный потенциал), и входит в первую десятку промышленно развитых регионов Российской Федерации. В конце 90-ых, когда стало ясно, что в регионе появился малый бизнес – тогда это были в основном индивидуальные предприниматели, занятые в сфере торговли, в области началась целенаправленная работа по его поддержке. Первый Съезд представителей малого бизнеса Челябинской области в 1999 году, организованный руководством области, стал знаковым. С этого момента поддержка и создание условий для развития нарождающейся прослойки предпринимателей стала приоритетом экономической политики области. Достаточно скоро появились первые результаты этой работы. И сегодня мы можем констатировать существенный рост доли малого бизнеса в экономике региона: в общей численности занятых - с 21,5% (в 2000 году) до 37,1% (в 2009 году), в валовом региональном продукте - более чем в 2,5 раза: с 11,0% до 25,9%; в общем объеме налоговых поступлений - практически в 5 раз (до 15,8%) за тот же период. Первым шагом, сделанным в направлении господдержки малого бизнеса, стала разработка и принятие областных целевых программ. В настоящее время действует уже пятая целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, рассчитанная на 2009-2011 годы. Программа предусматривает поддержку действующих инновационных компаний, подготовку и переподготовку кадров в инновационной сфере, а также субсидирование инновационных предприятий, созданных на базе вузов.

В.: Какие суммы ежегодно выделяются на эти цели из областного бюджета и привлекаются из федерального за последние два года? Как области удается быть в лидерах по привлечению этих средств? О.: В прошлом году на реализацию программы поддержки предпринимательства из областного бюджета было выделено 79 млн рублей, в 2010 году планируется направить 80,6 млн рублей, большую часть из них - на финансовую поддержку предприятий. Кроме того, на поддержку малых инновационных компаний в областном бюджете запланировано 20 млн рублей. С 2006 года область участвует в федеральных конкурсах по привлечению дополнительного финансирования региональных программ. За это время привлечено более 500 млн рублей. Если в 2006 году мы привлекали не более 14 млн рублей, то в 2009 году эта сумма возросла до 318 млн рублей. В текущем году Минэкономразвития России приняло положительное решение о выделении области около 300 млн рублей на развитие предпринимательства и инновационной деятельности, а также на софинансирование программ моногородов - Сатки и Карабаша. Что касается лидерства по привлечению средств федерального бюджета, то определенную роль играют сразу несколько факторов. В первую очередь, это динамика развития предпринимательства, целевые показатели деятельности предприятий–получателей поддержки (прирост продукции, налоговые отчисления, создание новых рабочих мест), а также эффективное и 100%-ное освоение привлеченных средств. В 2007 году финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета была оказана 77 субъектам малого бизнеса, а в 2009 году - уже более 250 предпринимателям. Во-вторых,  это особенности нашей программы. Региональные программы поддержки предпринимательства существуют практически во всех субъектах страны. Многие направления являются схожими, например, компенсация процентов по кредитам кредитных организаций и лизинговых платежей по договорам лизинга, но у каждой есть и свои особенности. «Изюминкой» нашей программы является поддержка муниципальных образований. Мы планомерно реализуем задачу по переносу поддержки бизнеса на уровень муниципальных образований. Челябинская область – одна из тех, кто считает это направление достаточно актуальным и реализует его с 2005 года. Особое внимание оказывается депрессивным районам области. Это хороший стимул для муниципалитетов – с каждым годом растет объем финансирования программ. В прошлом году из местных бюджетов направлено более 24 млн рублей, и 25 млн рублей добавила область. В результате 504 предпринимателям оказана адресная финансовая поддержка. С 2004 года не остается без внимания женский и семейный бизнес. Не во всех регионах отдельным разделом выделена поддержка субъектов молодежного предпринимательства и начинающих предпринимателей. А сегодня все эти мероприятия – приоритет на федеральном уровне. В.: Как власть узнает о проблемах предпринимательства – какие способы мониторинга использует? Есть ли изменения в списке проблем, которые испытывают предприниматели в течение двух последних лет, и с чем это связано (изменение федерального законодательства, деятельность региональных и муниципальных властей и др.)? О.: Испытанным и эффективным способом ведения диалога между бизнесом и властью является Съезд представителей малого бизнеса области, приуроченный к празднованию Дня российского предпринимательства. В этом году состоялся уже XII съезд, собравший порядка 700 участников со всех уголков области, а также представителей федеральной и региональной власти, глав муниципальных районов, ученых, руководителей банков и общественность. Для того чтобы обсудить сложившуюся ситуацию в различных сферах деятельности малого бизнеса, выслушать предложения по дальнейшему развитию предпринимательства, проводятся личные встречи губернатора области с руководителями общественных объединений предпринимателей. Кроме того, действует сайт «Малый бизнес в Челябинской области», на котором предприниматели могут задать интересующие их вопросы и получить ответы в режиме «онлайн». На сайте создано два раздела, посвященных общению с предпринимателями, – «Обращения граждан» и «Горячая линия». С июня этого года был открыт и телефон «горячей линии», куда предприниматели могут обратиться с различными вопросами. Два года назад, когда разразился финансовый кризис, самой острой потребностью малых компаний области была нехватка финансовых средств. И несмотря на очень непростую ситуацию с финансами, из областного бюджета были выделены дополнительные средства. В конце 2008 года объем финансирования мероприятий по поддержке предпринимателей был увеличен в 2 раза - дополнительно выделено 50 млн рублей, в том числе: 20 млн рублей – на точечную поддержку 94 предприятиям малого бизнеса, оказание которой позволило смягчить влияние кризиса и сохранить рабочие места, и 30 млн рублей – на создание гарантийного фонда (общий имущественный взнос которого с учетом федеральных средств составляет в настоящее время 278,4 млн рублей). На сегодняшний день среди ключевых проблем, отмеченных предпринимателями и требующих решения на федеральном уровне, можно назвать, во-первых, рост тарифной нагрузки в связи с запретом перекрестного субсидирования и увеличением доли нерегулируемой цены. Во-вторых, до сих пор не решен вопрос освобождения от налогов субсидий в рамках господдержки. Если говорить о проблемах предпринимателей на муниципальном уровне, то бизнесмены продолжают отмечать необоснованные проверки со стороны органов контроля. В отдельных районах существует проблема несоблюдения требования 94-ФЗ в части размещения заказов у предпринимателей и нарушения прав предпринимателей при «льготной приватизации». В.: Какие конкретные меры принимаются областным правительством для оказания финансовой и консультационной поддержки?

О.: Безусловно, самой востребованной предпринимателями формой господдержки остается финансовая, которая предоставляется предпринимателям в форме субсидий и грантов на начало своего дела. Если в 2000 году программой предусматривались всего две формы финподдержки (возмещение процентов по кредиту и участие в выставках), то в действующей программе – их более десятка. Самыми популярными являются: компенсация процентов по договорам кредита и лизинга, возмещение затрат субъектам женского, семейного и молодежного предпринимательства и, конечно, грантовая поддержка на создание собственного дела. В этом году впервые организована комплексная поддержка начинающих предпринимателей. Во-первых, в муниципалитетах с высоким уровнем безработицы организованны курсы «Создай свое дело». Уже прошли обучение 50 предпринимателей из Катав-Ивановского и Нязепетровского районов. На очереди еще ряд муниципалитетов. С этого года всем предпринимателям, победившим в конкурсе среди начинающих предпринимателей, будет предложено пройти обучение в рамках таких курсов. Что касается консультационной поддержки, то с любым вопросом по организации и ведению бизнеса можно обратиться в информационно-консультационные центры. Челябинская область – один из первых регионов, в котором во всех 43-х городах и районах созданы такие центры; также можно и нужно обращаться в общественные объединения предпринимателей (их сегодня около 80). Для информационной поддержки издается специализированная литература, дайджест «Мир делового человека», действует сайт. В.: В области созданы Общественные координационные советы малого бизнеса. Чем занимаются они, какие задачи решают? О.: При правительстве уже более 10 лет действует общественный координационный совет по развитию предпринимательства. Важно отметить, что половина состава совета - руководители общественных объединений предпринимателей. Кроме того, в него входят представители контрольных и надзорных органов, исполнительной и законодательной власти. Все проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, проходят общественную экспертизу на заседаниях совета, что делает механизм создания нормативной базы открытым и прозрачным. Общественный координационный совет – не единственный совещательный орган. Также созданы и действуют советы при 12-ти территориальных подразделениях федеральных исполнительных органов власти, в том числе при Прокуратуре Челябинской области. Важно подчеркнуть, что во всех 43 муниципалитетах при главах действуют общественные координационные советы, с учетом поселений их 80. В.: Совпадают ли приоритеты федеральной власти в оказании поддержки малого бизнеса с реальными потребностями предпринимателей области? О.: Несколько лет назад руководство области в качестве приоритетного выбрало инновационный путь развития. И в этом направлении наши устремления сегодня полностью совпадают с инициативами, исходящими от федерального центра. Отрадно, что по основным вопросам, с которыми к нам обращаются предприниматели, мы также находим понимание в федеральном правительстве. Разумеется, на это уходит время, но результаты этой работы, как правило, положительны. Вот лишь некоторые из них. В 2009 году благодаря совместным усилиям были сняты достаточно актуальные и больные для малого бизнеса вопросы. С 1 мая прошлого года проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства стало возможным только по согласованию с органами прокуратуры. С 1 августа 2009 г. предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности, могут приступить к ней, направив уведомление об этом в Роспотребнадзор и Ространсинспекцию. Кроме того, целый ряд инициатив, исходивших от предпринимателей и правительства Челябинской области, были поддержаны в 2009 году на федеральном уровне. Несколько лет длилось обсуждение вопроса об отмене использования контрольно кассовой техники для малых компаний, уплачивающих единый налог на вмененный доход. К счастью, эта законодательная инициатива реализована, и сегодня компании, применяющие единый налог на вмененный доход, освобождены от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Расширены возможности предпринимателей по преимущественному праву выкупа: снижен срок обязательной аренды до двух лет, уточнен критерий добросовестности предпринимателя. Увеличен до 60 млн рублей размер дохода, дающего право предпринимателя на использование «упрощенки», продлен срок использования временных сооружений для организации деятельности розничных рынков. Наконец, муниципалитеты обязали часть муниципального заказа отдавать малым компаниям, упрощена процедура и снижена плата за подключение к электросетям. Инициаторами обращений в федеральный центр по этим вопросам стали общественные организации предпринимателей. Их предложения были вынесены на обсуждение Общественного координационного совета и только после этого обрели форму обращений в адрес федерального центра. И сегодня эти обращения приняты, поняты, узаконены и уже упростили работу нашим малым компаниям. Впрочем, на последнем съезде предприниматели назвали еще целый ряд вопросов, решение которых невозможно без вмешательства федеральных структур. Сегодня предприниматель, получив субсидию, вынужден почти третью ее часть заплатить в виде налога. Не решен вопрос по административной ответственности для руководителей, которые незаконно прекращают подачу электроэнергии. Вопросы есть, предприниматели ставят их перед областным правительством, и совместно с ними министерство готово формулировать обращения в правительство страны. Мы имеем большой положительный опыт результативных обращений. Надеюсь, что постепенно все болевые точки, которые осложняют жизнь малому предпринимательству области, будут ликвидированы.