30.07.2010 Необходима четкая правовая основа взаимодействия власти и бизнеса Взаимодействие власти и бизнеса является одним из главных условий успешного социально-экономического развития нашей страны, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрей Хазин. По его мнению, в России сегодня существует острая необходимость определения механизмов взаимодействия двух субъектов и создания четкой правовой основы, которая сможет защитить бизнес. В ходе обсуждения тем, которые будут подниматься на VI Байкальском экономическом форуме, А.Хазин поделился с журналистами своим мнением о перспективности партнерства государства и бизнеса в инфраструктурных проектах. Взаимодействие государства и частного сектора для решения инфраструктурных задач зародилось давно, напомнил Хазин. Концессионные отношения известны со времен Римской империи - тогда при создании водопровода государству пришлось обратиться к внешним ресурсам. «Сегодня инфраструктурные проекты служат способом стимулирования экономической активности. Потребность в их реализации последнее десятилетие ощущается особенно остро как в России, так и во всем мире. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития РФ, развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется как стратегическое направление», - цитирует слова сенатора пресс-служба Совета Федерации. Взаимодействие системы строится на привлекательности конкретного проекта для обеих сторон. Для частного сектора она обусловлена государственной поддержкой, возможностью долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии. Государство нуждается в долгосрочных проектах, которые призваны обеспечивать стабильные потоки доходов. Опыт Китая показывает, что желающих участвовать в проектах при соблюдении учета интересов всех сторон, оказывается немало. По мнению экономистов Merrill Lynch, приток инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран на ближайшие годы резко увеличится. Причем основными странами, по их прогнозу, станут Китай, страны Персидского залива и Россия. В западной практике государственно-частное партнерство используют довольно активно, прежде всего, как инструмент привлечения бизнеса к выполнению государственных и муниципальных задач, связанных с предоставлением публичных услуг, развития социальной инфраструктуры, осуществления крупных технологических проектов. Пример западной системы ГЧП - Великобритания. В стране разработана специальная юридическая форма контракта с четкими и понятными условиями привлечения частного бизнеса к участию в проекте. Здесь создан инфраструктурный банк — Infrastructure UK. Он призван финансировать проекты, возвращая деньги позже из средств местных бюджетов и потребителей. В России возникает особая необходимость уделять внимание региональным проектам, которые должны помочь сформировать массовый рынок развития инфраструктуры в стране, отметил А.Хазин. В пример он привел ситуацию на Дальнем Востоке. Не секрет, что население российского Дальнего Востока крайне незначительно, а динамика последних лет неутешительна. Для того чтобы граждане РФ перестали мигрировать на запад, было решено вплотную заняться вопросами комфортности проживания в регионе. Устаревшая или вовсе отсутствующая социальная, коммунальная, транспортная, энергетическая инфраструктура требовала многомиллиардных вложений. Когда стало известно о том, что России в 2012 году выпадает право провести саммит АТЭС, выбор был сделан в пользу Владивостока. Выбор города не случаен: саммит решили использовать для того, чтобы, вложив в развитие города значительные финансовые средства, снять остроту многих местных проблем и обеспечить долговременный задел на будущее. Государство вкладывает средства в транспортную, коммунальную, энергетическую инфраструктуру, тогда как гостиницы и другие объекты рекреационного назначения предстоит построить частному инвестору. «При существовании необходимой базы реализация проектов ГЧП позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики», - считает А. Хазин. |