29.07.2010 П.Шелищ: число жалоб на производителей увеличилось на 100 тыс. Некоторые статистические данные по жалобам потребителей на качество товаров и услуг в период аномальной летней жары привёл на своей пресс-конференции в ИД «Комсомольская правда» 28 июля председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. По его словам, и без влияния жары количество жалоб потребителей выросло по отношению к прошлому году весьма значительно. «Наши предприниматели в кризис пустились во все тяжкие, экономя на сырье, работниках и контроле качества продукции, порой фальсифицируя ее, - это и пищевые, и самые различные другие товары», - отметил П.Шелищ. Если в предыдущие годы фиксировалось 250-260 тыс. обращений в Союз потребителей России, то в текущем году жалоб стало на 100 тыс. больше, их число достигло 375 тыс. «Жалобы касаются, например, плавления недавно уложенного асфальта, что свидетельствует о том, что предприниматели экономят на том, на чем экономить нельзя. Также мы отмечаем жалобы на перебои в работе энергосистем, не справляющихся с перегрузками. Выходят из строя бытовые приборы, чаще всего вентиляторы и системы кондиционирования воздуха. Не все энергосети выдерживают аномальные нагрузки. Имейте в виду, что иски на потери, вызванные перебоем в работе энергосетей, выигрываются в большинстве случаев», - предупредил П.Шелищ. Что касается холодильников, орские, минские и саратовские приборы советского периода куда более стойки к аномальным нагрузкам, чем аналогичная продукция западных фирм. «Зафиксированы жалобы на красящуюся одежду и обувь. Если одежда и обувь красятся, налицо безусловный брак. Не следует верить словам продавцов о «естественных свойствах кожи». Недопустимо и изменение цвета при стирках, особенно если речь идет о дорогой одежде», - подчеркнул П.Шелищ. Он добавил, что в 90% случаев за некачественный продукт питания в магазине вернут потраченные средства, но жалоб по этому поводу явно недостаточно – 5% от общего количества. «Люди предпочитают даже не возвращать продукты в магазин, а в случае отравления отлеживаться дома, используя для лечения домашние средства. Поэтому статистика по некачественным продуктам у нас весьма условная, хотя количество пищевых отравлений в последнее время резко увеличилось. Если вы чувствуете, что продукт некачественный, мясо ли это, молоко, рыба ли, вскройте упаковку прямо в магазине, понюхайте. Лучше быть осторожным, чем подвергать свое здоровье опасности», - посоветовал П.Шелищ. «Групповые иски по жалобам потребителей выигрываются почти в ста процентах случаев. Беда в другом: судебные решения не исполняются и в половине случаев. Часто предприниматели, накопившие критическую массу судебных решений, просто закрывают фирму и на следующий день открывают точно такую же в том же месте, с теми же работниками и на той же самой производственной базе, с той же самой технологией, на которую поступила жалоба. И для таких горе-руководителей должна быть введена процедура дисквалификации», - считает П.Шелищ. По его мнению, в России отсутствует система обратной связи медицинских учреждений с административными властями, которая еще 40 лет назад была введена в США, а 20 лет назад – в Европе. «Благодаря данной системе, об отравлениях любого рода становится известно специальному комитету, который, получая информацию от всех медицинских центров, принимает решения по закрытию потенциально опасных предприятий. В России же арестованные партии товаров не уничтожаются, а всплывают где-нибудь в другом месте. Если в СССР медицинская статистика была закрытой, то сейчас ее просто нет. Известно лишь, что за последние 15 лет в стране удвоилось количество болезней органов пищеварения», - констатировал П.Шелищ. Моральный вред, по понятиям российских судей заключающийся в сумме физических и нравственных страданий, подтвержденных множеством справок, в Москве измеряется в среднем 5 тыс. рублей, а в городах России – 3 тыс. «Известен лишь один случай, когда судья пошла навстречу потребителю, которому предприниматели безвозвратно испортили пленку со свадьбы дочери. Сумма возмещения морального вреда составила 10 тыс. долларов», - сообщил П.Шелищ. Текущим летом увеличилось количество неподтвержденных жалоб на шум по ночам: люди раздражены, страдают бессонницей, и замеры шумового фона часто оказываются теми же, что и были. Тем не менее бдительность граждан по отношению к собственным нуждам и потребностям является в современных условиях чуть ли не единственной защитой от произвола производителей. «Экология квартир, по нашим данным, является чуть ли не более опасной, чем экология улиц, которой склонны обычно нас пугать. Массовая установка пластиковых окон, затрудняющих естественную вентиляцию жилищ, содержание вредных веществ в одеждах, отданных в химчистку, заставляет задуматься о том, как понимается экология в обществе в принципе, что считается действительно вредным, а на что постоянно закрывают глаза и граждане, и власти, и предприниматели», - заключил П.Шелищ. |