26.07.2010  Большинство работодателей обращают внимание на внешность сотрудников

   Большинство российских работодателей уверяют, что главное для них – профессиональные качества сотрудника. Тем не менее эксперты рынка труда отмечают: при приеме на работу на внешность соискателей обращают внимание 82% отечественных нанимателей.
   По итогам блиц-опроса представителей кадровых подразделений десятка крупных и средних компаний, работающих в Москве, главное для работодателя – профессиональные качества, опыт работы, внешность «имеет какое-то значение» лишь в тех случаях, когда сотрудник в буквальном смысле представляет лицо фирмы. Речь идет главным образом о промо-персонале, публично представляющем образцы продукции, реже – о работниках «ресепшена», которые первыми встречают посетителей. Во многих компаниях большое внимание уделяют дресс-коду, но к внешности, полученной от природы, это отношения не имеет.
   Однако данные специалистов рынка труда эту весьма благостную картину никак не подтверждают. Так, опрос исследовательского центра SuperJob показал: на внешние данные обращают внимание 82% российских работодателей, не придают значения внешности лишь 11%.
   Соискатели рабочих мест с выводами аналитиков согласны полностью: 77% россиян считают, что привлекательная внешность является серьезным плюсом при трудоустройстве. Некоторые приходят к такому выводу, исходя из собственного опыта, другие – после ознакомления с требованиями к соискателям. Нередко работодатель указывает, что ищет сотрудника «приятной» или «презентабельной внешности», и значительная часть претендентов на рабочие места много раз сталкивались с этим.
   Примечательно и то, что в привлекательных внешне сотрудниках практически в равной степени заинтересованы как небольшие компании с численностью персонала до 50 человек (88%), так и крупные организации, в которых работают от 1 до 5 тыс. сотрудников (87%).
   При этом в отличие от тестов на наличие профессиональных навыков, которые могут дать объективную картину пригодности кандидата на должность, никаких критериев красоты, разумеется, не существует. Понятия о ней у всех очень разные, а следовательно, при отборе сотрудников по этому принципу царит полный произвол.
   Единственное, что хоть как-то может успокоить тех, кому отказали от места «по внешним данным», это то, что их более удачливым соперницам или соперникам все равно рано или поздно придется доказывать свой профессионализм. «По внешности, как и по одежке, лишь встречают, – заверил президент SuperJob Алексей Захаров. – Привлекательная внешность «срабатывает» поначалу, но потом каждый работодатель, будучи заинтересованным в том, чтобы его бизнес был успешным, требует, чтобы «красота» были подкреплена наличием способностей, знаний и опыта».