26.07.2010  Жара погнала россиян на курорты

   У туристического бизнеса начались «жаркие дни». Традиционный августовский интерес россиян к поездкам в этом году подогрела рекордная жара в России и ощущение окончания кризиса. Тренды сезона – пассивный отдых на пляже и пережидание жары в «холодных» странах. Активизировались не только туроператоры, но и мошенники.
   Июнь и июль стали рекордными месяцами по количеству обращений и выездов туристов за рубеж. По данным компании STAR Travel, турпоток вырос примерно на 20% в сравнении с первыми месяцами лета 2009 года.
   «Этим летом появился еще один фактор — аномальная жара, которая заставила многих россиян задуматься о поездке уже сейчас, не откладывая возможность на осень или зиму, — рассказывает генеральный директор STAR Travel Борис Самарянов. — Те, кто могут позволить себе спонтанную поездку, стараются «сбежать» поближе к морю, в курортные зоны, ведь даже в Греции или на Кипре сейчас прохладней, чем у нас». Поэтому спрос на горящие и спецпредложения, которые можно забронировать за несколько дней, сегодня крайне высок.
   Жара принесла моду на пассивные туристические программы, рассказывает коммерческий директор турбюро «Ренессанс» Елена Протопопова. Спрос на них в последнее время увеличился на 10—15%. «Если еще в начале мая — июня росли продажи на активные программы, такие как экспедиции, туры на авто, экскурсии, шопинг-туры, то сегодня под воздействием такой погоды на здоровье людей ситуация меняется», — добавляет эксперт.
   Людям хочется минимум движения и максимум прохлады, поэтому они выбирают островные страны: Мальдивы, Маврикий, Сейшелы и так далее, а также ту Европу, которая расположена у моря, а именно Испанию, Францию, Южную Италию. Доля туров с активными программами упала примерно с 30% до 20%.
   В первую очередь для расслабленного отдыха россияне выбирают пляжные направления. Среди лидеров, отмечают в STAR Travel, вновь Египет, Турция. Кроме того, по данным STAR Travel, в тройку самых популярных в этом году направлений вошла Греция, которая в силу экономической ситуации вынуждена формировать спецпредложения и снижать цены на отдых.
   «Возродились» и более дорогие направления. Почти на 80% вырос турпоток на Мальдивы, популярность Кубы увеличилась на 50%, в Доминикану ездят почти на 20% больше россиян, чем обычно, подсчитали в STAR Travel. Кроме того, сообщают в АТОР, существенно вырос турпоток из России в Таиланд: в первом полугодии там побывало около 300 тысяч наших сограждан, что почти вдвое превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
   На Кипре в первом полугодии отдохнули 86 тысяч россиян, что на 40% больше, чем в прошлом году, и на 27% превышает показателей докризисного и самого успешного для туризма 2008 года.
   Аномальная жара в Москве сделала популярными и более прохладные регионы. Например, по данным компании «Ренессанс», многие проявили интерес к Скандинавским странам, Швейцарии и Австрии, что достаточно необычно для лета. Также стал востребован юго-западный атлантический регион Франции, где сейчас чувствуется прохлада. Кроме того, примерно на 15% вырос спрос на оздоровительные и спа-туры.
   Однако не все могут позволить себе отдых за границей. По словам первого вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, отдых за рубежом доступен лишь 4% россиян.
   Те, кто из-за высоких цен или нехватки времени не может позволить себе длительной поездки, пытаются отдохнуть от жары хотя бы в выходные. Летний сезон-2010 стал очень успешным для подмосковного коттеджного и гостиничного рынков. На сегодняшний день доходность гостиничного бизнеса приблизилась к уровню 2008 года, отставание от докризисных цифр в среднем всего 5%.
   Туристским ажиотажем могут воспользоваться и жулики, напоминает председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко. «В связи с увеличением турпотока можно ждать новых банкротств турфирм и скандалов связанных с тем, что компания понапродавала путёвок и исчезла. От этого не застрахован никто, тем более сейчас», — добавляет эксперт. Например, в начале июля обанкротился оператор, работавший по Турции, — «Карья тур».