21.07.2010  PwC: прогноз по российскому авторынку - оптимистичен

   Итоги первого полугодия 2010-го года на российском автомобильном рынке подвёл 21 июля партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут.
   По его словам, о восстановлении отрасли говорить пока рано: за истекшие полгода количественно она выросла лишь на 3%, а в денежном выражении - всего на 9%.
   «Интересны следующие изменения: если за первое полугодие 2009-го года в России было выпущено 200 тыс. автомобилей российских марок, то за аналогичный период текущего года – уже 240 тыс. Количественный рост, как видно, превысил 20%, а в денежном выражении это составляет 38%. Производство иномарок российского производства испытало самый интенсивный рост – 32% количественно и 62% в денежном выражении. Зато импорт новых машин в Россию уменьшился на 23% и 15% в количественном и денежном выражении соответственно, а импорт подержанных машин упал на 25% количественно, а в денежном не изменился ни на процент», - подчеркнул С.Рут.
   Достаточно драматична, по его оценкам, картина помесячных продаж: пик их падения приходится уже не на январь 2009-го года, после которого ожидался подъём, а на январь 2010-го года, результат которого еще ниже. Российское автопроизводство чувствует себя, похоже, гораздо увереннее, чем иностранные компании. И АвтоВАЗ, и ГАЗ, и УАЗ продают интенсивно.
   «Определённый успех по продажам в России наблюдается и у корейской KIA Motors. Он объясним динамично меняющимся модельным рядом, увеличением гарантии на готовую продукцию до 5 лет, вводом собственной кредитной программы, активной маркетинговой поддержкой и выходом на рынок нового единого импортёра», - пояснил С.Рут.
   По его мнению, общие тенденции рынка однозначно говорят об успехах самого дешёвого и самого дорогого сегментов продаж, а что касается среднего, в котором предпочитают работать иностранные производители, он сужается, и такую тенденцию никак нельзя назвать обнадёживающей.
   «Очереди на покупку автомобилей возникли вновь, что объяснимо сложностью планирования автопроизводителями своей деятельности. Когда неизвестно, что будет в следующем месяце, производство, как правило, сокращается. Внутреннее производство в России упало из-за того, что компаниям нужно было как-то уменьшить товарные запасы. Сложная, непредсказуемая зима привела к тому, что производство не достигло и половины от результатов прошлого года. Зарубежные автопроизводители производили больше российских», - заметил С.Рут.
   Наконец, первая половина 2010-го года знаменательна тем, что наивысшей величины за восемь истекших лет достигла доля автомобилей российского производства в общей доле продаж – 64%. Для сравнения, таких величин она достигала лишь в 2002-ом (60%), 2003-ем (62%) и 2004-ом (63%) годах.
   «Мы ожидаем в ближайшие годы от российского авторынка стабильного роста производства и продаж. Страны БРИК вообще развиваются в максимальном темпе и скоро станут одними из самых крупных мировых экономик. Сожаление вызывает тот факт, что в России недостаточно проработана программа утилизации старых машин, в результате чего парк машин сокращается. Объем его на сегодня составляет 33 млн машин, и 6% утилизируется каждый год. Объёмы утилизации в Европе составляют ту же величину – 6-8%, но объём производства машин там значительно больше», - продолжил С.Рут.
   На тысячу человек в России приходится 235 машин, тогда как в Германии эта цифра составляет 550, а в США – 750 машин на тысячу человек населения.
   В ближайшем будущем высокие пошлины на импорт машин в Россию, ожидает С.Рут, сохранятся. Автопроизводители не оставят масштабных инвестиционных планов. Будут также задействованы в самом широком контексте программы развития отрасли с государственной поддержкой. С оживлением российского авторынка возрастёт и активность мировых производителей в стране.
   "В Калуге открылся завод Peugeot, в 2011-ом году в Санкт-Петербурге откроется завод Hyundai, а FIAT собирается открыть завод в Татарстане к 2014-му году. Особый интерес проявляют мировые автокомпании к сектору бюджетных автомобилей, то есть сегменту «эконом». Об этом уже заявили Volkswagen, Hyundai и Citroen", - отметил С.Рут.
   Китайским автопроизводителям приходится в России гораздо труднее, для них истекший год был одним из самых сложных. Их усилия по завоеванию значимой доли на российском авторынке и впредь будут весьма настойчивыми, но увенчаются ли они сколько-нибудь значимым успехом, сказать невозможно. Пока, по крайней мере, доля их невелика.
   «В то же время в России вновь становится доступным и дешёвым автокредитование: снижаются ставки по автокредитам, медленно достигается показатель прошлых лет, когда каждая вторая машина покупалась в кредит. В первом полугодии 2010-го года получено 170 тыс. заявок на льготное кредитование – компенсацию 2/3 ставки рефинансирования, из них удовлетворено 76 тыс. За первое полугодие 2010-го года выдано больше автокредитов, чем за весь 2009-ый год», - сообщил С.Рут.
   Многие автопроизводители, по его данным, сами субсидируют кредиты, разрабатывают и внедряют собственные программы льготного кредитования. К ним в первую очередь относятся АвтоВАЗ, Ford и KIA Motors.
   В целом стоит счесть весьма успешной программу антикризисной стабилизации сектора. Выдано 214 тыс. сертификатов, по некоторым из которых продано 150 тыс. автомобилей.
   «Следует знать, что прекращение таких программ в Германии, США и некоторых других странах привело к сокращению продаж, а эти программы в течение года показали себя весьма успешными. Производителю нужна стабильность. Что касается России, одна программа утилизации старых машин чрезвычайно эффективна тем, что на каждый вложенный рубль государство получает полтора рубля в виде налогов в бюджет. Можно говорить о том, что поддержка авторынка в России сделалась прозрачной и понятной. Наиболее аварийные машины удалены с рынка, улицы очищены от автохлама», - констатировал С.Рут.
   В 2010-ом году, предвидит он, объем проданных в России машин приблазится к 1,6 млн штук, что весьма близко к оптимистическому сценарию развития событий на рынке, разработанном в PricewaterhouseCoopers.