21.07.2010  Оптовая торговля выходит из кризиса

   Оптовая торговля, один из индикаторов экономической ситуации, демонстрирует восстановление. Хотя говорить о возврате к докризисным показателям пока не приходится. Да и сам рост все еще неустойчив: во многом ему помогли государственные меры по поддержке автопрома и увеличение социальных расходов.
   Отрасль восстанавливается от кризисного шока, констатируют исследователи. "Положительная динамика практически всех показателей, характеризующих состояние делового климата в данном секторе экономики по итогам отчетного квартала, свидетельствует о преодолении многих негативных явлений и кризисных тенденций", – говорится в докладе ЦКИ. Снизились темпы сокращения объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота. Оптовики гораздо чаще выражали оптимизм по поводу будущего своего бизнеса и реже беспокоились о недостатке финансирования. В результате индекс предпринимательской уверенности и динамика оценки изменения обеспеченности кредитными и заемными финансовыми ресурсами перешли в положительную зону.
   Драйверами роста стали стабилизация потребительского рынка, которая поддерживается повышением реальных денежных доходов населения и восстановлением потребительского кредитования. Сыграло положительную роль и улучшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры в целом. Увеличившийся спрос и рост доходов конечных потребителей товаров оптовых фирм привели к необходимости ускорения обновления и расширения ассортимента. Улучшилась и динамика численности работников в этой сфере – компании во II квартале сокращали сотрудников намного меньше, чем раньше.
   Оптовая торговля готова к дальнейшему восстановлению, говорится в докладе ЦКИ. Однако в оценках предпринимателей присутствует ряд сигналов, которые по-прежнему указывают на наличие дисбалансов, вызывающих определенные опасения.
   Прежде всего это касается перспективы развития деловой активности оптовых фирм в III квартале 2010 года. В анализируемом периоде отмечалось ухудшение предпринимательских ожиданий по многим показателям по сравнению с теми, которые были даны предпринимателями в начале 2010 года. Следует отметить, что, согласно итогам обследования за I квартал 2010 года, большинство участников опроса рассчитывали на довольно быстрое восстановление оптовой торговли в 2010 году. Однако в анализируемом квартале им пришлось несколько умерить оптимизм своих ожиданий. Это говорит о том, что экономическая действительность по-прежнему содержит много противоречий и неустраненных скрытых проблем, которые не позволяют в полной мере реализовать прогнозируемый предпринимателями темп подъема отрасли.
   Несмотря на снижение оптимизма в отношении активности торговли, снижать цены оптовики не собираются. По-прежнему большинство из них (55%) в целях стабилизации финансовой ситуации придерживаются стратегии повышения цен на реализуемые товары. Предприниматели оправдывают стремление к росту цен недостатком финансов, высоким процентом кредита и большими налогами. Эти жалобы наряду с жалобой на неплатежеспособность покупателей лидировали в опросе Росстата. Но, видимо, оптовикам придется выбирать: либо стимулирование спроса путем ограничения цен, либо попытка "отбить" все затраты за счет выживших потребителей. Какой выбор будет сделан – нетрудно представить, если учесть, что жалобы на недобросовестную конкуренцию также не имеют тенденции к снижению.
   "Можно с уверенностью констатировать, что отрасль вышла на траекторию восстановительного роста, однако в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать быстрого восстановления утраченных позиций, – резюмирует результаты анализа директор ЦКИ Георгий Остапкович. – По всей видимости, продолжение положительного тренда будет зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств".
   По мнению аналитиков, как раз с позитивом в российской промышленности и домохозяйствах дела обстоят не очень хорошо. "Оптовики хорошо росли во II квартале благодаря росту обрабатывающей промышленности", – поясняет аналитик ИК "Финам" Максим Клягин. Однако рост в этой отрасли был простимулирован мерами государственной поддержки. "Обрабатывающая промышленность росла в основном из-за автопроизводства, которое дало 42% роста продаж благодаря правительственной программе обмена старых машин на новые", – вносит ясность аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев. В остальных областях реального сектора "зеленых ростков" не видно, констатируют аналитики.
   "Вторая нога" оптовой торговли – розница. Но и здесь не все однозначно. С одной стороны, рост отрасли очевиден. "Здесь достаточно хорошие темпы роста продаж, они растут от месяца к месяцу благодаря росту доходов населения", – говорит Клягин. Откуда рост доходов – понятно: это и снижение безработицы (Минздравсоцразвития регулярно заявляет о ее очередном уменьшении в большинстве регионов страны), сопровождающееся ростом зарплат, и рост пенсий и зарплат бюджетников благодаря высоким социальным расходам правительства.
   С другой стороны, рост розничной торговли очень неравномерен по секторам. "Основной рост продаж пришелся на продукты питания, – замечает Клягин. – А рост, например, в сфере платных услуг еще и не начался". То есть население, грубо говоря, восстановило привычный рацион, но еще не готово возвращаться к шопингу. Первые "лишние деньги" потребителей ушли на привычные продукты питания. Это подтверждает аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина. По ее словам, "идет явный рост потребительского трафика".
   Однако более качественные продовольственные товары – это зачастую импорт. Недаром он вырос во II квартале на 50% относительно I квартала, как отмечает Моисеев. Клягин не видит в этом ничего страшного: у нас в последние десять лет в розничной торговле доля импорта устойчиво держится на отметке 40%. Однако и он предупреждает, что без оживления реального сектора торговле придется худо: от этого зависят и безработица, и зарплаты, а следовательно, и доходы населения, на которых только и может расти розница. "Ведь потребительское кредитование восстанавливается очень медленно", – говорит аналитик. А реальный сектор, как уже отмечалось, до сих пор рос в основном за счет госпрограммы обмена машин.
   Круг замкнулся: без "качественного сдвига", как пишут эксперты ЦКИ, оптовой торговле не вернуться на докризисный уровень. Резервы господдержки не безграничны, власти желают видеть в реальном секторе движение вперед, а не просто восстановление прежних принципов работы. Так что оптовой торговле и экономике в целом требуются новые драйверы роста, сообщает "Бюллетень недвижимости".