19.07.2010 Кто выиграет от отмены транспортного налога Увеличение ставки акциза на автомобильное топливо приведет к росту конечной цены продукции на 0,4–0,6%, а доля расходов на оплату пассажирского транспорта в общем объеме потребительских расходов увеличится на 0,08%. Об этом сообщил в конце прошлой недели министр транспорта Игорь Левитин на заседании круглого стола по вопросам формирования Дорожного фонда. Эксперты считают, что эти цифры подогнаны. Они утверждают, что транспортная составляющая в структуре цен товаров отличается в разы от той, что оперирует Минтранс. И если каждый участник товаропроводящей цепочки заложит в них свои транспортные расходы, то получится мультипликативный эффект, итогом которого станет минимум 5–10% прибавки к ценам товаров на полке. С расходами автолюбителей все более-менее ясно. Удорожание бензина в среднем на 10% почувствуют те, кто больше ездит, а не те, у кого машина дороже. А вот расчет влияния повышенного акциза на стоимость других товаров у экспертов вызывает сомнения. «При перепродаже продукта от нефтеперерабатывающих предприятий через оптовиков до розницы цена бензина вырастет в разы выше заявленной, – сообщил гендиректор центра «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – Тот же эффект получит и себестоимость других товаров: чем чаще их будут перепродавать, тем больше раз в их стоимость будет включен акциз. То есть эффект будет мультипликативным и минимум даст прирост цены в 5–10%». Как вообще родилась идея замены налога акцизом? Налоговая служба вроде бы пожаловалась, что собираемость транспортного налога нынче не превышает 60%, то есть государство недополучает 20 млрд руб. И Минтранс постоянно говорит о недофинансировании дорожного строительства и нехватке денег на текущий ремонт автотрасс. При этом власти больше не могут повышать ставку налога – каждая такая попытка в регионах приводит к массовым акциям протеста. Значит, нужно менять тактику. Пусть, например, не налог увеличивается, а «справедливо» дорожает топливо. Правда, расчеты Российского налогового портала (РНП) показывают, что от отмены транспортного налога выигрывают владельцы мощных авто (500 л.с. и выше), которые теперь будут платить значительно меньшие суммы, нежели 75,75 тыс. руб. в год. А остальные – особенно те, у кого в гараже пылится менее 100 «лошадей», – останутся в проигрыше. Им придется постоянно мониторить свой пробег и считать каждый литр дорогого топлива, потому что их рентабельность в этом случае исчерпывается 500 руб. налога. «Особенно плохо придется владельцам классических вазовских моделей, которые при малой мощности потребляют большее количество бензина, чем иномарки, и выходят за показатель 10 л/100 км. Владельцы «ВАЗов», проезжающие в год свыше 15 тыс. км, определенно останутся внакладе», – говорится в аналитическом отчете РНП. |