13.07.2010  Москва: при приватизации госимущества необходимо учитывать интересы социума

   Проект среднесрочной программы приватизации государственного имущества Москвы на 2010-2013 гг. был вынесен на обсуждение заседания студенческого правительства дублеров, состоявшегося 13 июля. По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, представленный документ хорошо структурирован, его «элементы разложены по своим отсекам». При этом было подчеркнуто, что подобные программы не являются догмой, а также сделан особый акцент на важность выполнения при проведении приватизации блока социальных обязательств.
   Выступивший с основным докладом заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента имущества Москвы Владимир Силкин в первую очередь коротко остановился на итогах выполнения предыдущей программы, которая состояла из трех основных разделов: приватизации государственных унитарных предприятий (ГУПов), приватизации пакетов акций и продажи недвижимого имущества. «Мировой финансовый кризис самым серьезным образом повлиял на выполнение программы приватизации, - отметил В. Силкин. – Это связано с существенным снижением спроса и уменьшением ликвидности всех активов, в том числе и городского имущества». Так, в частности, за период 2008-2010 гг. должно было быть акционировано и реорганизовано 252 государственных унитарных предприятия. Акционировано - 58 предприятий, ликвидировано по итогам сельхоздеятельности - 8 предприятий, подвергнуто реорганизации по решениям правительства Москвы – 26. До конца этого года Департамент имущества Москвы должен завершить инвентаризацию и акционировать 50 предприятий.
   По словам докладчика, не полностью выполнена задача и по продаже пакетов акций. Причины этого таковы: падение из-за кризиса спроса на активы и акции, а также отказ отдельных отраслевых департаментов согласовать продажу пакетов акций.
   Что касается недвижимости, то в 2009 г., отметил В. Силкин, опять же из-за экономических факторов произошел обвал этого рынка, вследствие чего существенно снизилась стоимость недвижимости. Тогда продажа городской собственности могла осуществляться только по невыгодным для города ценам, поэтому департамент приостановил процесс продажи. Оживление в этом секторе началось только с наступлением 2010 г. Доходы от продажи нежилых помещений в I полугодии текущего года уже превысили прошлогодние показатели.
   Прозвучало, что за период реализации прошлой программы в бюджет города поступило свыше 11 млрд рублей.
   Говоря о новой программе, В. Силкин сообщил, что она, как и предыдущая, включает в себя акционирование ГУПов, продажу пакетов акций и объектов недвижимости. Ее основные цели: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций, повышение эффективности деятельности предприятий, исключение дублирования ГУПами функций по предоставлению государственных услуг, формирование доходов бюджета Москвы. Она состоит из трех разделов: списка ГУПов, подлежащих акционированию, в том числе после процесса реформирования, перечня пакетов акций, подлежащих приватизации, и описания порядка приватизации объектов недвижимости, включая критерии их продажи. Было особо отмечено, что проектом предусмотрен целый ряд мер, направленных на ускорение процедуры приватизации ГУПов; основными из них являются невозможность перенесения сроков приватизации, мораторий на изменение имущественных комплексов ГУП, смена менеджмента предприятий при несоблюдении установленных Департаментом имущества Москвы планов и графиков.
   С содокладом выступил председатель комиссии Московской городской думы по государственной собственности и землепользованию Олег Бочаров. Он обратил внимание на то, что рассматриваемая программа приватизации, по мнению ее разработчиков, носит технический характер. Наряду с этим, считает он, пора говорить о том, что любая подобная программа должна быть средством реализации концепции эффективного управления госимуществом. Она должна быть направлена не только на получение дополнительного дохода в бюджет, но и на достижение иных целей. «Социальных целей, модернизации экономики и, как следствие, модернизации налоговых поступлений в бюджет», - пояснил О. Бочаров.
   Председатель комиссии МГД высказал мнение, что формировать программу нужно, исходя из рыночной привлекательности объектов приватизации, а не из возможностей реализации программы по направлениям. Он также указал на целесообразность включения в документ данных об условном резервном фонде городского имущества, формируемого «для обеспечения социально значимых функций, соблюдения норм доступных социальных объектов».
   В прениях руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Адрей Цыбин обратил внимание на следующую проблему. Ряд ГУПов работает в низкорентабельных отраслях, и есть большая вероятность, что после их акционирования они вынуждены будут отказаться от таких видов деятельности. Для решения этого вопроса А. Цыбин предложил не сокращать долю города в предприятиях, работающих в низкорентабельных отраслях, менее чем на 50%. Кроме того, перед такими предприятиями не нужно ставить задачи по получению максимальной прибыли.
   Генеральный директор ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов, затронув тему реализации государственного имущества, высказал мнение о целесообразности этой реализации путем электронных торгов. Важно, на его взгляд, использовать возможности этого нового инструмента, поскольку он имеет ряд весомых преимуществ перед прежними механизмами. Главные достоинства процедуры – прозрачность, удобство и эффективность, оперативность. Нужно лишь, добавил он, разработать соответствующий регламент.
   Представитель студенческого правительства дублеров Василий Воробьев огласил ряд предложений, которые могли бы сделать работу по приватизации имущества города более эффективной. Во-первых, при приватизации социально значимых объектов стоит накладывать специальные ограничения на использование этих объектов. В результате город не лишится важных объектов инфраструктуры. Во-вторых, следует установить конкретные сроки электронных торгов и реализуемые на них объемы объектов приватизации. В-третьих, важно инвентаризировать и оформлять в надлежащем порядке права на интеллектуальную собственность, принадлежащую городу.
   Ю. Лужков, подводя итоги заседания, отметил стратегическую важность обсуждаемого вопроса. Он напомнил о приватизации начала 90-х г., оценив ее как мероприятие, приведшее к серьезному экономическому провалу. Современная приватизация, заметил он, должна осуществляться по иным принципам. А принципы простые – то, что не нужно для социума для того, чтобы обеспечить наше культурное наследие, должно оставаться в городской собственности. То, что может быть объектом приватизации, нужно реализовывать за реальные деньги по рыночной цене.
   Прошлую программу мэр охарактеризовал как систематизированную. При этом было отмечено, что полностью она не выполнена. Но критика тут неуместна, поскольку такие документы не являются директивой. Такие программы должны строиться и выполняться с учетом поставленных целей. И если неразумно продавать недвижимость из-за низких цен, то и не стоит этого делать, несмотря на запланированные объемы продаж. Это относится и к новой программе. Обсуждаемый проект, по мнению Ю. Лужкова, имеет «хорошую отструктурированность», его «элементы разложены по отсекам» согласно логике. Он должен лечь в основу новой программы. Сама программа будет дорабатываться с учетом высказанных предложений и замечаний, при этом будет учитываться важность социального блока. «Социальная поддержка москвичей – первоочередная задача», - резюмировал мэр Москвы.