13.07.2010  Бизнес более всего заинтересован в налоговых каникулах

   Частным компаниям следует больше внимания уделять налоговому законодательству тех стран, куда они намерены инвестировать. Такой вывод следует из итогов Международного исследования бизнеса за 2010 год, проводимого организацией Грант Торнтон Интернешнл среди 7400 предпринимателей из 36 стран мира, включая Россию.
   Согласно исследованию, 17% респондентов во всем мире, занимаясь иностранным инвестированием, не изучали особенности местного налогового законодательства. Самые беспечные деловые люди живут в странах северной части Европы, например, Польше, Франции, Дании, Финляндии, Бельгии: здесь налоговыми нюансами других стран не интересуется свыше трети опрошенных, объяснив это тем, что иностранные налоговые режимы других стран не представляют значения до тех пор, пока не будет запущена операционная деятельность объекта вложений.
   Иная ситуация в странах южной Европы, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона: для большинства бизнесменов этих стран вопросы, связанные с налогообложением в странах, куда они собираются инвестировать, являются предметом серьезного анализа. Причина такого интереса – возможность использовать льготы, предусмотренные для иностранных инвесторов. Менее 10% респондентов в России, Испании, Греции, Бразилии, Аргентины, Тайваня, Японии и Китае признались, что система налогообложения той или иной страны не повлияет на их решение инвестировать в нее.
   В международном исследовании бизнесмены компаний с превалирующей долей частного капитала перечислили наиболее важные льготы. В их числе: налоговые каникулы до пяти лет (41%), низкие ставки налогов на прибыль предприятий (39%), а также, что заслуживает особого внимания законодателей всех стран, стабильность налогового режима (38%).
   Более того, по мнению опрошенных, стабильность налогового режима является едва ли не ключевым фактором для инвестирования в целевой стране. Треть и более респондентов практически в каждой стране заявили, что принимают решение об инвестировании с учетом того, какова степень устойчивости местных налоговых режимов.
   В России картина мнений совпадает с другими странами. Так, при ответе на вопрос «о создании бизнеса за пределами страны, предполагая, что все другие факторы равны, какие из следующих аспектов их режимов налогообложения могут повлиять на выбор места?» отечественные бизнесмены на первое место ставят налоговые каникулы на пять лет – 37%. Одинаковое предпочтение отдано низкой ставке налога на прибыль и стабильному налоговому режиму - по 25%; не задумывались об этом 23%; еще 14% приняли бы во внимание уровень социальных налогов, которые должен выплачивать бизнес. Что касается налоговых стимулов для капиталовложений, то этот фактор важен для 10% респондентов, а еще 7% считают приоритетом стимулы для научных исследований и разработок.
   Партнер аудиторско-консультационной фирмы Грант Торнтон в России Александр Сидоренко пояснил эти данные следующими причинами:
   «Почему важна стабильность налогового законодательства? Во-первых, любая компания, планируя выход на новый рынок, составляет бизнес-план, в котором просчитывает предполагаемые финансовые результаты от будущей деятельности. Поэтому, если налоговое бремя серьезно вырастет уже после того, как компания начала инвестиции в страну, ожидаемые финансовые показатели могут быть недостигнуты или достигнуты в более длительные сроки. Во-вторых, при часто меняющихся налоговых законах вероятность допустить ошибки, приводящие к значительным претензиям налоговых органов, намного выше».
   В свою очередь Ян Эванс, возглавляющий направление налоговых услуг Грант Торнтон Интернешнл, прогнозирует неизбежность перемен во всех странах, связанных с налогообложением. «Правительства во всем мире осознают, что глобализация требует более простой и упорядоченной глобальной налоговой системы. Неопределенность в этой части увеличивает налоговые риски для всех сфер. Впрочем, в изменении процессов не последнюю роль играют намерения, присущие всем политикам, защитить свои базы налогообложения. Это может стать препятствием для реализации планов по внедрению долгосрочности, простоты и стабильности налоговых режимов. И это же может стать четким сигналом для владельцев частных компаний, которым стоит уделять более пристальное внимание налоговым системам стран, в которых они действуют, и воспринимать налоги, как вполне реальные издержки их бизнеса», - отмечает он.
   Помимо вопросов налогообложения, сопутствующих инвестированию в другие страны, бизнесменов спросили о том, какие внутренние налоги являются для них наиболее обременительными. Как и в прошлом году, список возглавил налог на прибыль, его назвали 29% респондентов (в 2009 году 32%). Далее следуют социальные налоги, уплачиваемые бизнесом (23%), подоходный налог (22%).
   Ответы российских предпринимателей на вопрос о том, что с точки зрения делового человека является наибольшим бременем в сфере налогообложения в вашей стране, распределились следующим образом.
   Самыми обременительными налогами являются налог на прибыль (32 %), данный показатель включает как налог на прибыль от операционной деятельности, так и налог на доходы, полученные от продажи бизнеса, а также социальные отчисления (31%), уплачиваемые компаниями за работников (ЕСН). Любопытно, что 9% респондентов в России не считают отечественные налоги обременительными вообще. Только 4% российских предпринимателей назвали косвенные налоги (НДС, акцизы) обременительными.
   По мнению Александра Сидоренко, озабоченность, связанная с налогом на прибыль, объясняется снижением прибыльности и, следовательно, финансовых ресурсов в кризисный период, а повышенная тревожность в связи с ЕСН – теми изменениями, которые ожидали с начала 2010 года. Достаточно большая часть предпринимателей в России признались, что ощутили усиление давления со стороны фискальных органов в последнее время. Так, на вопрос «Почувствовали ли вы давление фискальных органов в последнее время?» утвердительно ответили почти 35% опрошенных.
   В различных российских городах распределение ответов отличается значительно. Так, по мнению московских бизнесменов, давление усилилось, - считают 45,8%, еще 50% - сказали «нет», оставшиеся затруднились с ответом. В Нижнем Новгороде 31,4% сказали «да», но 58,8% - «нет»; в Новосибирске - 29,4% сказали «да», 56,9% - не согласились. В Санкт–Петербурге пожаловались 46%, ответили отрицательно 54%; в Екатеринбурге 22% сказали «да», а 68% ответили «нет».
   При этом отечественные предприниматели выстроили шкалу действий правительства, которые могут оказать положительное влияние на жизнь бизнеса.
   Согласно этой шкале, наибольший эффект принесет:
   • снижение налоговой нагрузки 49,5%;
   • борьба с коррупцией 37,5%;
   • защита бизнеса от проверяющих органов 35,4%;
   • изменения в корпоративном законодательстве17,7%;
   • внедрение саморегулируемых организаций в различных областях 9,9%.