12.07.2010 Потребительские настроения россиян все еще мрачные Индекс потребительской уверенности россиян, хотя и увеличился во втором квартале на 3 процентных пункта, остается в отрицательной зоне и составляет минус 7%, сообщил 7 июля Росстат. К тому же темпы его роста замедлились по сравнению со второй половиной прошлого года и началом этого.То есть россияне делать бешеный шопинг не спешат. Эксперты полагают, что, когда потребители вернутся из отпусков, их настроение может еще ухудшиться. Большинство показателей, из которых складывается индекс потребительской уверенности, по-прежнему находятся в минусе. Так 59% населения считают, что сейчас неблагоприятное время для крупных покупок, а 49% россиян сочли неподходящими условия для сбережений. Индекс произошедших изменений личного материального положения составил минус 8%. Не смог выбраться из отрицательных значений и индекс произошедших экономических изменений (-6%). Некоторые показатели все же достигли положительной отметки. Например, индекс ожидаемых изменений в экономике составил 5%, а индекс ожидаемых изменений личного материального благополучия «возвысился» до 0,3% , что на 4 процентных пункта выше первого квартала. Можно сказать, что россияне смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. «Тут может действовать сезонный фактор, – заметил директор Института социальной политики Сергей Смирнов. – Осенью же, когда люди вернутся на работу, индекс может стать ниже. Нынешний рост связан со стабилизацией потребительского рынка, возможно, тут сказывается и действие социальных программ». Заметим, что в Европе надежды на будущее не столь радужны. В благополучных Германии и Великобритании индекс потребительских ожиданий равен минус 9%. Мрачнее всего будущее представляется жителям Греции (-66%), Румынии (-55%), Португалии(-40%) и Литвы (-37%). Спокойны в отношении собственного будущего только скандинавы: в Швеции индекс составляет 24%, в Дании и Финляндии – по 17%. Однако и у нас, несмотря на положительную динамику, есть настораживающие факторы. После резкого падения в апреле 2009 г. до минус 35%, индекс неуклонно рос. Во втором квартале 2009 г. он увеличился на 3%, в третьем – на 7, в четвертом – на 5, а в январе– марте этого года – сразу на 10%. То есть получается, что по темпам роста наша потребительская уверенность вернулась сегодня к июлю 2009 года. Так что уверенность наша пока весьма шаткая, сообщают "Новые известия". |