08.07.2010 Москва: магазины «шаговой доступности» демонстрируют растущий оптимизм Итоги второго квартала выявили, что заметно улучшилась балансовая разница «Вероятное изменение бизнес-условий» за счет увеличения доли магазинов «шаговой доступности» (МШД), в которых считают, что во втором полугодии условия для ведения торговой деятельности вряд ли ухудшатся. По окончании квартала баланс между оптимистическими и пессимистическими настроениями составил 26,8%, что значительно больше, чем было зафиксировано по итогам первых трех месяцев 2010 года (3,6%). По сравнению с первым кварталом на 11,2% увеличилось количество высказываний, что деловая атмосфера вряд ли ухудшится (до 52,4%), и на 12,0% сократилось число прогнозов о возможных ухудшениях. Указанные изменения в настроениях представителей магазинов «шаговой доступности» были зафиксированы в результате сравнительного анализа данных регулярного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» в еженедельном режиме совместно с территориальными центрами развития предпринимательства всех столичных округов. Текущая информация о ситуации в сфере деятельности торговых точек малого бизнеса, участвующих в реализации московской программы развития «шаговой» торговли, предоставляется первыми лицами МШД, включившимися в разное время в данный проект, имея при этом и многообразный опыт торгового предпринимательства, и разный кадровый потенциал (от микро- до малых предприятий). Накопленная база наблюдений на настоящий момент превышает 8 тысяч единиц. В конце первого полугодия улучшились и общие оценки экономической ситуации в городе. Доля высказываний, что состояние экономики вполне может быть охарактеризована как «хорошая» или «удовлетворительная», увеличилась на 2,4% по сравнению с опросными данными за первый квартал. Одновременно на 6,3% стала реже встречаться характеристика «напряженная или кризисная» ситуация. Суммарный агрегат по МШД, рассчитываемый с учетом девятнадцати разнообразных показателей, характеризующих ситуацию в рыночной торговой нише, еще более надежно закрепился в зоне положительных значений, свидетельствуя о преобладании благоприятных тенденций. Темп роста торговой активности в МШД (к значению первого квартала) составил 103,1%. Только по пяти из 19 анализируемых показателей зафиксировано падение. Свидетельством оптимизма торгового малого бизнеса являются планы на предстоящий квартал. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что во втором квартале на 5,0% увеличилась доля предприятий, настроенных не снижать набранные торговые обороты. В целом адекватный балансовый индекс «Расширение/сокращение торговли» прибавил к началу года 6,0 процентных пунктов. Рост позитивных настроений в плане общеэкономических изменений в городе повлиял также на пересмотр ближайших планов в МШД в части ценообразования. Сообразный балансовый индекс (БИ) «Отпускные цены» улучшился на 25,2%. Это произошло благодаря увеличению на 13,0% доли торговых заведений (таковых стало 43%), настроенных держать цены на одном уровне, и сокращению на 10% числа торговых точек (до 28%), допускающих необходимость повышения собственных цен. На улучшение ситуации с внутренним ценообразованием оказывает фактор поведения контрагентов. «Чужие цены», как говорится, продолжают «кусаться». Тем не менее во втором квартале сократилось на 7,2% число МШД (до 51,6%), испытывающих увеличивающееся ценовое давление со стороны поставщиков. Соответствующий балансовый индекс улучшился на 14,6%. В худшую сторону второй квартал завершился по объемам продаж. Сообразный БИ, оставаясь в положительной зоне, тем не менее ухудшился на 4,3%, опустившись с уровня в 114,3 единицы до 109,4 пункта. В целом распределение торговых заведений выглядит следующим образом: 11,6% магазинов увеличили объемы реализации, 40,5% - сохранили их, а 42,7% - сократили. Потерю темпов товарооборота МШД компенсировали снижением торговых издержек. БИ «Затраты на продажи» в конце первого полугодия улучшился на 4,8% до уровня в 97,6% п.п. Фактически это означает, что в 46,5% заведений торговли себестоимость во втором квартале увеличилась, в 41,5% - она не изменилась, а в 2,6% - снизились. В анализируемый период МШД удалось укрепить собственную денежную базу. Темп роста индекса «Денежная самообеспеченность» составил 133,0%. В отчетном квартале увеличилось количество (на 5,6%) торговых точек, где денежная самодостаточность была оценена как «стабильная» (51,3%). Одновременно на 9,0% стало меньше МШД, в которых зафиксировано ухудшение собственной финансовой базы. В МШД не стала хуже ситуация с кадровым составом. Судя по БИ «Численность персонала», его значение практически не изменилось. В целом распределение торговых заведений по данному показателю выглядит следующим образом: 8,7% магазинов увеличили численный состав, 67,6% - сохранили его, а 22,7% - сократили. Таким образом, количественно преобладают торговые заведения, работающие в стабильном кадровом составе. Еженедельный детализированный обзор бизнес-процессов в малом бизнесе Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», традиционно размещен в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». |