06.07.2010  Приморский край: кризис не миновал, но бизнес развивается

   Будущее за малым и средним бизнесом, а кризис в России – не катастрофа, а время возможностей. Такую точку зрения озвучил в своем интервью РИА PrimaMedia начальник департамента розничного бизнеса и член правления ОАО "Дальневосточный банк" Сергей Михайлюков.
   В.: Как вы оцениваете нынешнее состояние бизнеса в Приморье? О.: Стадия подъема, однозначно. Как сейчас принято говорить, восходящий тренд. Это вызвано рядом причин. Во-первых, Владивосток, через который так или иначе проходит большая часть приморского бизнеса, сам по себе обладает богатыми перспективами для развития разноплановой инфраструктуры. И проекты, которые сейчас реализуются, дополнительно подстегнули развитие – события инициируют друг друга, пошли, так сказать, круги по воде. Второй фактор – недавнее затишье после кризиса: кто-то потерял средства, кто-то затаился, набираясь сил. А сейчас происходит оздоровление экономики, и, почувствовав это, бизнес начинает запускать новые проекты и воскрешать старые. Количество клиентов, обращающихся в банки за кредитами, валютой и обслуживанием, показывает, что ситуация выправляется.
   Особенно сейчас на подъеме малый и средний бизнес. Конечно, в Приморье существуют по-настоящему масштабные проекты, но их финансирование лежит на федеральном или краевом бюджете. А средний и малый бизнес сам производит капитал, пусть и не слишком крупный. Сейчас в приморских селах заработали социальные программы по обеспечению занятости, когда люди отказываются от пособия по безработице в пользу начального капитала и открывают свой бизнес. Это не особенно большие деньги, но и на этой базе начинают организовываться малые предприятия.
   В.: Значит, вы считаете, что кризис полностью преодолен?
   
О.: Само слово "кризис" для российского бизнеса звучит с несколько иной интонацией, чем в других странах. Здесь это скорее время возможностей, время перемен. Кризис пока не миновал, какие-то отрасли будут теперь по-другому себя чувствовать, а какие-то, наоборот, начнут активно развиваться. Выходя из кризиса, получив этот опыт, мы становимся другими.
   В.: Земля засеяна и осталось дождаться всходов? О.: Да, надо только правильно ухаживать за этой пашней. У наших людей есть образование, воля к победе. Взять прошедший Тихоокеанский экономический конгресс. Такие мероприятия выступают в роли агрегирующего фактора, собирающего в одном месте множество достаточно перспективных идей. Очень много проектов, которые представлены непосредственно краевой администрацией, городской администрацией, они очень емкие в плане приложения сил, энергии людей. Это сосредоточение возможностей, люди приходят сюда почувствовать и понять, что они тоже могут присоединиться, использовать свой шанс и стать успешнее.
   Кризис ясно показал: у нас есть рынок физических лиц, рынок крупных корпоративных компаний, но нет рынка малого и среднего бизнеса. А сейчас государство и краевые власти делают все, чтобы этот рынок наконец появился и окреп. Присутствует нормативная база для поддержки малого бизнеса, созданы гарантийные фонды, руководители за прошедшие годы научились мыслить по-другому, как предприниматели. Сейчас произошел определенный перелом сознания – люди давно перестали видеть в предпринимателях бандитов в малиновых пиджаках. У каждого из нас есть перед глазами позитивный пример в лице родственника или знакомого, который занимается бизнесом цивилизованно. По моим прогнозам, в ближайшие три года основной аспект развития региона будет за малым и средним бизнесом.