02.07.2010 Москва: магазины «шаговой доступности» наращивают торговую активность Завершившаяся отчетная июньская деловая неделя (21.06-25.06.10) прошла под знаком роста в лучшую сторону индикатора торговой активности магазинов «шаговой доступности», который был зафиксирован ранее. Балансовый индекс (БИ), при расчете которого учитываются еженедельные изменения по 18 показателям, описывающим деятельность анализируемой группы торговых заведений, приблизился к планке в 140 процентных пунктов (при значениях БИ свыше 100 единиц, согласно используемой методике, можно говорить, что в деятельности магазинов преобладают позитивные тенденции). Прирост индекса к предшествующему уровню (131,4 единицы) составил 7,3 проц. пункта. Указанная величина агрегированного БИ была получена после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Данные о ситуации в деятельности торговых точек малого бизнеса, участвующих в реализации московской программы развития магазинов «шаговой доступности» (МШД), поступают от первых лиц магазинов экономкласса, включившихся в разное время в данный проект, имея при этом и многообразный опыт торгового предпринимательства, и разный кадровый потенциал (от микро- до малых предприятий). Накопленная база с учетом последней отчетной недели превысила 8 тысяч единиц наблюдения. Его результаты показывают, что заметно улучшилась ситуация непосредственно внутри торговых заведений. Темп роста комплексного балансового показателя «Внутрифирменная ситуация» составил 106,9%. При этом возросла доля МШД, где произошел рост торговых оборотов (с 11,8% до 16,8%). На 9,1% стало меньше торговых заведений, работавших со снижением объемов продаж. В целом численно группа магазинов, где объемы реализации выросли или были стабильными (59,4%), на 23,8% перевесила группу МШД, где они падали (35,6%). В конце июня пополнилась доля МШД, сумевших укрепить собственную финансовую базу. Их численность составила 11,9% и увеличилась на 7,2%. Кроме того, в каждой второй торговой точке (50,5%) обеспеченность собственными денежными средствами оставалась стабильной. Одновременно заметно снизилась (на 11,1%) доля магазинов, где собственные финансовые резервы падали. Уверенное положение МШД по денежной самодостаточности позволило расширить возможности для стимулирования персонала. Темп роста индикатора «Фонд оплаты труда» составил 108,2%. При этом более чем вдвое сократилась доля МШД, зафиксировавших снижение фондов стимулирования (6,9% в последнем опросе против 15,3% на предшествующей неделе). Магазины «шаговой доступности» продолжали уделять внимание снижению торговых издержек. В конце июня налицо преобладающая доля МШД, в которых затраты на продажи остаются стабильными или снижающимися. На отчетной неделе 50,5% первых лиц торговых заведений указали на это обстоятельство. При этом 46,5% торговых точек сумели удержаться по издержкам на одном уровне, а 4,0% - снизить их. Увеличивались затраты на продажи в 39,6% МШД. На отчетной неделе представители МШД указали на снижение ценового давления со стороны поставщиков. Ранее преобладали ответы (49,4%), что «контрагенты продолжают выставлять повышенные ценовые условия». Последний мониторинг выявил, что балансовый индекс «Чужие цены» преодолел «нулевой» барьер и остановился в благоприятной зоне на отметке в 116,9 процентного пункта. 44,6% МШД взаимодействовали с поставщиками на стабильных ценовых условиях, а 8,9% - по сниженным ценам. Заметно улучшилось соотношение между количеством оптимистических и пессимистических высказываний по поводу вероятного изменения условий для осуществления торговой деятельности. Балансовая разница между указанными группами составила в последнем исследовании 54,4%. Это значит, что 70,3% представителей МШД не видят оснований для ухудшения деловой атмосферы. Не согласны с этим только 15,9% опрошенных. Более подробный отчет основных тенденций в развитии МБ Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», представлен в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». |