29.06.2010  Россияне едят на 60-80% меньше нормы

   Россияне недоедают: потребление мяса и мясопродуктов на 68% ниже нормы, молока и молочных продуктов – на 61%, рыбы – на 56%, яиц – на 88%. Такие данные приводятся в проекте стратегии развития торговли России до 2010 года, разработанном департаментом госрегулирования внутренней торговли Минпромторга.
   Подобная диспропорция в структуре потребления не в последнюю очередь связана с тем, что кондиционный товар просто не может добраться до покупателя, считают в Минпромторге: в местах производства продукции не хватает современных складских площадей. «Так, емкость рыбных морозильников всей страны составляет всего 235 тыс. тонн, из них только 7% сосредоточено в Дальневосточном округе, где вылов рыбы превышает 250 тыс. тонн; тогда как в одном только южнокорейском порту Пусан емкость холодильников – 1,2 млн тонн мороженой рыбы», – говорится в документе.
   Отсутствие современных хранилищ – огромная проблема, соглашаются производители. «Нам нужно как минимум в два раза больше подобных складов», – говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Их отсутствие ограничивает доступ населения к свежей, натуральной продукции без консервантов, которая, как правило, вкуснее, чем продукция длительного хранения, объясняет он.
   Сейчас надо ставить вопрос о строительстве новых логистических центров, которые служили бы промежуточным звеном между регионом производства и несколькими регионами сбыта, говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Но для этого необходимы инвестиции, а они пока идут преимущественно в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск и Екатеринбург, где инвесторов привлекает большая емкость рынка.
   Есть и другие причины, почему россияне «недопивают» молока и «недоедают» мяса. «Двадцать лет назад потребление молочной продукции было на 40% выше, чем есть сейчас, – отмечает Даниленко. – Но не было и особых альтернатив, культура потребления была иной: завтрак советского гражданина обязательно составлял кефир или молоко с булкой хлеба, а сейчас нет рекламы, которая бы говорила, что стакан молока – это здорово».
   Качество продукции также напрямую влияет на потребительские настроения. Отсутствие разницы в качестве между импортным и отечественным «перемороженным» мясом и «порошковым» молоком во многом приводит и к засилью импорта, иметь дело с которым проще, говорят эксперты. А чтобы ограничить импорт и увеличить производство отечественной продукции, нужна хорошая логистическая система.