25.06.2010 Закон о торговле распространится на непродовольственных ритейлеров Федеральная антимонопольная служба предложила внести поправки в закон о торговле, который вступил в силу 1 февраля 2010 года. ФАС хочет, чтобы действие антимонопольных статей распространялось не только на продуктовых ритейлеров, но и на других игроков розничного рынка. Речь идёт о запрете расширения сетей, если их доля на рынке достигла 25%. Предложение ФАС не пугает продавцов бытовой техники, одежды, косметики и многих других товаров, так как их доли пока слишком малы в отличие от продуктовых ритейлеров. Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов предложил расширить действие 13 и 14 антимонопольных статей закона о торговле на непродовольственных ритейлеров. Напомним, что 13 статья направлена против создания дискриминационных условий на рынке ритейла, а 14 статья ограничивает расширение сети в границах субъекта, если её доля на рынке достигла 25%. По словам Андрея Цыганова, работа над поправками к закону о торговле начнётся, скорее всего, через пару лет. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая, которая участвовала в создании закона о торговле, заявила, что закон о торговле создавался исключительно для защиты продовольственного рынка. По её словам, чтобы думать о распространении закона на непродуктовый ритейл, необходимо иметь серьёзное обоснование для этого. Сама же Ирина Яровая не видит такого обоснования. Ритейлерам не понравилось предложение ФАС, однако оно их не пугает. По словам президента компании Finn Flare Ксении Рясовой, в России нет ни одной одежной торговой сети, занимающей хотя бы 5% рынка. Подобная ситуация сложилась и на парфюмерно-косметическом рынке. Гендиректор сети «Арбор Мунди» Александр Логинов отметил, что на рынке есть лидеры, такие как «Л’Этуаль» или «Рив Гош», однако достижение 25% практически невозможно из-за присутствия на рынке большого количества мелких индивидуальных магазинов. Он также уверен, что применить закон о торговле к непродовольственному ритейлу будет сложно, так как у непродовольственных товаров значительно больше подсегментов, из-за чего ограничивать каждый из них будет проблематично. Антон Гуськов, который является директором по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, тоже подчеркнул разницу рынков продовольственных и непродовольственных товаров. Он отметил, что на рынке электроники не происходят глобальные конфликты между поставщиками и торговыми сетями из-за того, что сила розничных торговцев и производителей техники просто не сопоставима. Он также сообщил, что пять крупнейших федеральных и региональных торговых сетей контролируют в общей сложности лишь 50% рынка, остальное приходится на мелкие торговые точки. Также Антон Гуськов отметил, что в некоторых сегментах непродовольственных товаров сетевая торговля вообще не сформирована. Это касается рынка строительных и отделочных материалов, детских товаров и книг. По его словам, необходимо стимулировать развитие сетевой розницы в этих сегментах, а введение жёстких норм регулирования может сделать эти сегменты менее привлекательными для инвестиций. |