25.06.2010 Москва: магазины «у дома» способствуют решению проблемы занятости Одной из особенностей прошедшей деловой недели (14-18.06.10) работы магазинов МБ экономкласса стало улучшение ситуации с решением кадровых проблем. Сообразный балансовый индекс (БИ) «Численность персонала» улучшился к предыдущему показателю на 16,4% и преодолел планку в 150 пунктов (при значениях БИ более 150 единиц, согласно применяемой методике, можно говорить, что в деятельности предпринимательских структур наблюдается значительное преобладание благоприятных тенденций). БИ «Кадры» остановился на уровне 163,6 процентного пункта. Фактически это означает, что в 89,4% магазинах «шаговой доступности» никаких кадровых изменений не происходило. Более того, в этих магазинах чаще производился набор новых работников (5,9%), чем их сокращение (3,5%). Указанные результаты были зафиксированы после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом изучения являются торговые точки малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития «шаговой торговли» в Москве. Накопленная база на настоящий момент приближается к 8 тысячам единиц наблюдения деятельности микро-, малых и средних магазинов «шаговой доступности» (МШД). Еще одной из особенностей прошедшей недели в деятельности магазинов МБ экономкласса стала стабильность ситуации с торговыми издержками. Адекватный БИ даже несколько прибавил к предшествующему значению (108,2 к 106,9 единицы). С ростом торговых издержек отчетный период завершили 41,2% торговых заведений. На прошлой неделе торговых точек, находившихся в аналогичной ситуации, насчитывалось 42,6%. Одновременно до 49,4% увеличилась доля МШД, сумевших приблизить затраты на продажи к докризисному уровню. В 1,2% МШД издержки снизились. Если говорить в целом о ситуации в сфере деятельности магазинов МБ «шаговой доступности», то она остается вполне благоприятной. Значения по 15 из 18 анализируемых показателей остаются в положительной зоне, превышая 100-ю отметку с положительным трендом. Так, помимо вышеописанных показателей по «Численности персонала», усилилась возможность МШД к более активному поощрению своих сотрудников. Адекватный БИ прибавил 8,3 процентного пункта. При этом характерно, что свыше 70% таких магазинов (71,8%) сумели удержать зарплатные фонды на неизменном уровне. Примерно в каждом десятом магазине (8,2%) фонды оплаты труда увеличились. Не удалось сохранить стимулирующие возможности в 15,3% обследованных торговых точках. В группе характеристик внешней деловой атмосферы продолжает оставаться относительно благоприятным взаимоотношение с банковскими учреждениями в части соблюдения ими сроков по проводкам платежей. 85,9% магазинов МШД не сталкивались с нарушением данных договорных обязательств. 7,0% торговых заведений столкнулись с попытками несоблюдения оговоренных сроков. В группе плановых показателей на общем фоне выделяется возросшая готовность по пересмотру ценообразования и привлечению дополнительного персонала. Так, в более чем половине МШД (54%) высказываются намерения по поддержанию существующих цен или их снижению. Примерно в каждом пятом магазине (24%) настроены придерживаться существующей политики в ценообразовании. Только 8% торговых точек опасаются, что удержаться на нынешнем уровне не удастся и не исключают необходимости сокращения торговых темпов. Только в каждом десятом торговом заведении (7%) планируют пересматривать штатный состав в сторону сокращения. 17% магазинов «у дома» предполагают в ближайшие три месяца пересмотреть штатное расписание в сторону расширения. В подавляющем числе торговых точек изменение штатного состава не планируется. Подробное описание основных тенденций в развитии магазинов «шаговой доступности» Москвы, подготовленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», представлено в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». |