22.06.2010  Розничная торговля постепенно оживает

   Как утверждается в исследовании деловой активности организаций розничной торговли, подготовленном Высшей школой экономики, в первом полугодии 2010 оценки экономической деятельности организаций розничной торговли оказались лучшими с начала 2009 года.
   Одной из главных определяющих тенденций стала стабилизация потребительского рынка, поддерживаемая ростом реальных денежных доходов населения, восстановлением потребительского кредитования и как следствие улучшением спроса.
   «Во II квартале значения таких показателей, как оборот розничной торговли (+5%), объем продаж в натуральном выражении (+1%), заказы на поставку товаров (+5%), впервые после кризисного периода перешли в положительную зону», – сообщил директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович.
   По словам ученого, рост доходов населения также способствовал дальнейшему расширению ассортимента товаров. «Отчасти эти перемены отразились и на улучшении динамики розничного товарооборота по всем видам реализуемой продукции. Однако сформированная кризисными процессами структура потребительских предпочтений пока сохранилась. В частности, продолжился опережающий рост приобретения продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными», – отметил г-н Остапкович.
   Исследование дает не бухгалтерские цифры роста, а экспертные оценки: соотношение тех участников рынка, кто отметил рост, и тех, кто продолжал нести убытки. Эта пропорция впервые с начала кризиса отрасли пошла в «плюс». Положительные изменения выразились и в величине индекса предпринимательской уверенности, который за II квартал 2010 года вырос на два процентных пункта и составил 9%.
   «Вместе с тем, несмотря на столь очевидные положительные настроения руководителей торговых фирм, пока еще нет оснований однозначно утверждать о полном выходе отрасли из кризисного состояния, – предупреждает Георгий Остапкович. – Во-первых, в силу того, что достигнутые в середине 2010 года значения основных показателей еще далеки от соответствующих минимальных значений докризисного периода. Во-вторых, следует учитывать, что финансово-экономическая деятельность торговых организаций все-таки продолжает зависеть от многочисленных внешних факторов, зачастую оказывающих отрицательное воздействие на деловой климат в данном секторе экономики».
   Главными негативными сигналами участники рынка назвали снижение обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и сокращение прибыли.
   Дэйл Кларк, руководитель направления по оказанию услуг сектору розничной торговли PricewaterhouseCoopers в России, рассказал, что и при росте оборота сохраняется «кризисная тенденция»: потребители покупают меньше товаров премиум-класса, выбирая более дешевые марки:
   «Это означает, что российский «престиж» сменился экономией. Из супермаркетов 10–15% потребителей перешли в дискаунтеры. Этот формат и во время кризиса продолжал развиваться, в то время как выручка, например, розничных продавцов премиальной одежды в прошлом году упала на 50%».
   Татьяна Шустова, эксперт «Эрнст энд Янг», заявила, что ритейл в России, безусловно, и дальше будет расти, но уже не такими темпами, как раньше. «До конца года мы ожидаем положительную динамику оборотов розницы на 5–10%, при том что нормальным для жизни считается 6%», – отметила специалист.