27.11.2009 Чтобы выжить в кризис, бизнесу приходится экономить Чтобы выжить в кризис, малому бизнесу приходится жестко оптимизировать расходы, свидетельствуют данные проведенного исследования. Причем бизнесмены предпочитают скорее затянуть пояса и экономить, чем искать варианты получения дополнительных доходов. Руководители предприятий, опрошенных Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), выделили несколько главных мер, на которые им пришлось пойти для минимизации негативных последствий экономического кризиса. Самой распространенной оказалось сокращение штата сотрудников – 45,9%. На втором месте с одинаковым числом голосов (по 34,4%) сразу три способа сокращения затрат на приобретение ресурсов: пересмотр контрактов с поставщиками, смена самих поставщиков и изменение ассортимента закупаемых ресурсов. Замыкает тройку снижение затрат на аренду помещений (32,8%). Предприятия, сохранившие своих работников, все равно были вынуждены снижать расходы на их труд. Поэтому 27,9% работодателей пошли на сокращение заработной платы, а 14,8% отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Из других статей экономии можно отметить сокращение объемов производства и торговли (21,3%) в условиях падения потребительского спроса, отказ от инвестиционных затрат (13,1%), оптимизацию налогообложения (11,5%). Еще один ключевой способ выживания помимо экономии – увеличение доходов. Но в этом направлении малый бизнес двигался явно не столь активно. 30% компаний принялись стимулировать спрос на свою продукцию за счет предоставления скидок, а 21,3% интенсифицировали свою рекламную и маркетинговую деятельность. 8,2% занялись поиском заемных финансовых средств, которые бы позволили продержаться на плаву. Сложение всех результатов по группам показывает, что самой важной мерой для выживания в условиях кризиса малый бизнес посчитал оптимизацию своих отношений с поставщиками – 27,2%. На втором месте идет сокращение расходов на персонал – 19,2%. И только на третьем месте оказались меры, предполагающие более активное рыночное поведение по продвижению своих товаров и услуг – 13,7%. Иными словами, наш бизнес предпочел затянуть пояса и экономить, а не быстрее «крутиться», больше и лучше думать. Впрочем, продвижение продукции все равно подразумевает некие затраты, а денег на это у многих просто не было. |