13.07.2009 Екатеринбург: поставщики ведут переговоры с ритейлерами Производители пищевых продуктов объединились, чтобы потребовать от торговых сетей Екатеринбурга изменить правила игры. Прежде всего, - сократить наценку на ряд товаров. Отголоски битвы поставщиков с ритейлерами, подогретой ожиданиями закона о торговле, докатились до Екатеринбурга. Ассоциация «Уралпищепром», объединяющая ведущих переработчиков, предложила председателю городского комитета по товарному рынку Елене Чернышевой выступить посредником в переговорах с торговыми сетями. Поставщики собрались выработать кризисный кодекс взаимоотношений с ритейлерами. Требования, которые передал чиновникам исполнительный директор «Уралпищепрома» Иван Колодяжный, сводятся к трем основным пунктам: сократить наценку на социально значимые товарные позиции, исключить все виды бонусов и ограничить срок оплаты за реализованные товары 30 днями (для алкогольной продукции - 40 днями). Начальник службы сбыта и маркетинга ОАО «Жировой комбинат» Сергей Одностеблец пряснил, что цель соглашения - систематизировать условия сотрудничества, чтобы они не были столь драконовскими, как сейчас. Он считает, что отсрочка по конкретной позиции не должна превышать двух сроков товарооборота. По словам г-жи Чернышевой, в переговорах уже согласились участвовать такие представители сетевой торговли как супермаркет «Кировский», «Купец», «Монетка», «Пятерочка», «Елисей», «Звездный». Состав и график заседаний рабочей группы, куда войдут представители обеих сторон, утвердят в июле. «Процедура заключения подобных соглашений будет прописана в законе о торговле. Но закон появится, видимо, только в 2010 г., а решать проблемы надо уже сегодня. Поэтому комитет по товарному рынку и выступает в роли третейского судьи», - отметила Елена Чернышева. При разработке будущего регламента «Уралпищепром» ориентировался на «Кодекс добросовестных практик торговых сетей», утвержденный федеральной Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) в июне 2009 г. Этот документ определяет критерии отбора поставщиков продуктов питания, сроки возврата денег за реализованный товар и систему выплат бонусов и премий сетям (т. е. основные вопросы, вызывающие споры), а также льготы для социально значимых товаров. На прошлой неделе представитель "Уралпищепрома" отправился в АКОРТ, чтобы перенять опыт ведения переговоров. Есть, правда, одно обстоятельство, усложняющее его задачу. На федеральном уровне к диалогу с поставщиками призывают сами торговые сети. Неудивительно, что отдельные положения кодекса ассоциацию «Уралпищепром» не устраивают, поскольку лоббируют интересы ритейлеров. Г-н Колодяжный: «Федеральные компании считают, что максимальный срок оплаты торговой сетью продукции не должен превышать 60 дней с даты ее реализации, но в любом случае не более 150 дней с даты поставки товара в сеть. Если сейчас в договорах самый большой срок - 45 дней, то здесь поставщикам предлагают ждать денег по пять месяцев». Не устраивает переработчиков и практика взимания ритейлером премии за реализацию товара. По словам Ивана Колодяжного, участники «Уралпищепрома» подготовили к обсуждению с сетями два варианта соглашения - мягкий и жесткий. Мягкий предусматривает отказ от бонусов применительно к социально значимым товарам, жесткий - неприятие каких-либо бонусов в принципе. Производители написали и свой перечень социально значимых продуктов. Эксперты, впрочем, полагают, что раскачать ритейлеров будет непросто. Как считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко, в данной ситуацииболее важна позиция ритейлеров. «Если сети не готовы облегчить участь поставщиков, значит революционная ситуация еще не созрела. Создавать ее искусственно не имеет смысла», - пояснил он. На сегодняшний день составлен список продуктов членов ассоциации "Уралпищепром", которые предлагается отнести к социально значимым. В него, в частности, вошли: мука пшеничная, I и II сорт, хлеб "Чусовской" ржаной - II сорт, крупа манная , масло сладкосливочное "Крестьянское", печенье для детского питания "Малышок", ливерная колбаса, пельмени, суповые наборы, сосиски молочные, - I сорт. Среди предприятий, добивающихся переговоров с торговыми сетями - ЕМУП "Екатеринбургский хлебокомбинат", ОАО "Екатеринбургский мукомольный завод" ОАО "Жировой комбинат", ООО Филиал "Патра", ООО "ОПХ", ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус", ИП Черкашин А.Н., колбасная фабрика "ИП Карамышев А.Г." и др. |