09.06.2009  Закон о торговле по-прежнему вызывает оживленные споры

   Прямо противоположные точки зрения на проблему регулирования розничной торговли были высказаны 8 июня на парламентских слушаниях, состоявшихся в Госдуме.
   Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров сообщил, что на данный период времени в комитете на рассмотрении находятся пять законопроектов, авторами которых являются как лоббисты крупных торговых сетей, так и малых и средних компаний-производителей розничной продукции.
   «Не секрет, что темпы роста сектора в период кризиса значительно замедлились, и в этом году, впервые за 9 лет, рост по продовольственной рознице впервые стал отрицательным (-2%). Задачами комитета являются сегодня поддержка малых предприятий-производителей розничной продукции, внедрение стандартов цивилизованной торговли, оптимизация ценовой политики. В последнее время административное давление на предпринимателей сектора, в том числе и усилиями комитета, несколько снизилось, и осенью будут проведены повторные слушания по этой проблеме. Но главной нашей заботой, пожалуй, является формирование вменяемого закона о торговле», - отметил Е.Федоров.
   Заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин заявил, что в структуре розничного товарооборота доля розничной торговли ничуть не меньше нефтегазового сектора – около 17%. Розница представляет собой сложнейший комплекс социальных отношений, и природу ее определяет «неравноценный обмен».
   «Социально ориентированное государство не может смотреть на розничную сферу сквозь пальцы, оно обязано обеспечивать свободу предпринимательской деятельности, каковая может быть ограничена лишь федеральным законодательством и лишь в исключительных случаях. Ключевыми моментами регулирования розницы должны быть слабые места и проблемные области», - считает О.Алдошин.
   По его словам, от хаоса и полной разбалансированности 90-х гг. российская розница пришла к более цивилизованному состоянию, однако основной объем регулирования составляет ценообразование и поддержка социально незащищенных слоёв населения.
   «Основной задачей государственного регулирования розницы является обеспечение количественной и качественной доступности товаров, особенно первой необходимости. Регулирование также должно быть озабочено снижением административных барьеров, защитой бизнеса от криминала, налоговой проблематикой, обеспечением доступа к инженерной инфраструктуре. Бизнес, как видно, заботит то же самое, и это видно по претензиям бизнес-структур друг к другу: доступность кредитов, тарифная политика не могут быть оставлены за пределами сферы госрегулирования», - подчеркнул О.Алдошин.
   По его словам, в процессе совершенствования госрегулирования должны быть устранены дискриминационные условия входа на рынок со стороны торговых сетей, негативно влияющие на конкуренцию.
   «Навязываемые торговыми сетями условия размещения товаров на полках пока не регулируются никакими законодательными нормами, что ведет к снижению производства продовольственных товаров, несправедливому распределению маржи. Прибыль товаропроизводителей уже упала до 20%, притом, что наценки сетей составляют уже более 50%», - заметил О.Алдошин.
   Таким образом, задачей сегодняшнего дня является разработка концептуальных документов в области регулирования розничного товарооборота с целью балансировки интересов власти, общества и бизнеса, поддержания стабильности в сфере торговли, выработка конкретных механизмов государственной поддержки розницы, согласованных с долгосрочной концепцией развития России до 2020 года и прогнозом социально-экономического развития экономики в целом.
   «Мы должны учесть региональные особенности рынков, предпринять системный анализ отдельных сегментов – некоторым из них требуется регулирование прямого действия, как, например, алкогольному. Пересмотр монопольной нормы в 35% рынка в сторону снижения нам пока не удался – сказывается сильное противодействие монополистов», - продолжил О.Алдошин.
   Он предложил ввести адекватные меры регулирования розницы – те, которые были бы понятны рынку и потребителям, с прозрачными требованиями по сертификации и лицензированию отдельных видов товаров, ценообразованию, соответствующими конституционным нормам.
   «Область взаимоотношений поставщиков товаров и услуг с торговыми сетями должна регулироваться гражданским законодательством с той точки зрения, что взаимодействуют здесь равные по статусу субъекты», - заключил О.Алдошин. Руководитель Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Олег Сазанов подтвердил факт резкого снижения темпов прироста в отрасли, отмечаемый впервые за 7-9 лет отрицательный прирост товарооборота.
   «Доставшийся нам в наследство от бывшего МЭРТ закон о торговле сегодня дорабатывается и согласовывается с ключевыми ведомствами. Мы ведем диалог с Минсельхозом, Федеральной антимонопольной службой. Надо сказать, что доля торговых сетей в России составляет всего 22-25%, тогда как в Западной Европе она куда выше – 50%. И «бонусы», о которых с возмущением говорят, бывают разные, одни оправданны, другие не имеют никаких оправданий», - подчеркнул О.Сазанов.
   Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский заявил, что политика в отношении розницы осуществляется совершенно неверно: упразднено министерство торговли, отсутствуют профильные факультеты в вузах. «Торговля – финальная стадия всего процесса производства. Нет смысла производить, занимать людей сохранением товара, его перевозкой, если товар невозможно продать», - считает В.Жириновский.
   Он обвинил крупных торговцев в том, что они присваивают себе средства от продажи товаров с наценкой и строят на эти деньги  отели за рубежом.
   «Именно вот эти крупные торгаши мешают производственникам. Все беды от монополий, и цены вздуваются из-за них. Сюжет в Пикалёво – продолжение советской власти, так экономика развиваться не может, когда премьер-министр заставляет собственников договариваться, это перераспределение, а не рынок. Нам вредит монополизм. Он не только в рознице, он везде - в политике, в финансах. Нам нужен закон о торговле, который бы уничтожил монополизм на корню, освободил высших чиновников от необходимости ездить и наводить порядок в каждом посёлке», - полагает В.Жириновский.
   Председатель аграрного Комитета Госдумы Валентин Денисов предположил, что сопротивление торговой отрасли закону о торговле объяснимо тем, что в мутной воде больше прибыли.
   «Закон нужен, и вместе с ним надо вводить поправки во все кодексы страны, включая гражданский, уголовный и другие. Чем быстрее закон будет принят, тем большее количество людей мы спасем от сумы и от тюрьмы», - считает В.Денисов.
   Член Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Наталья Ермакова призвала заявить о государственной торговой политике прямо и недвусмысленно.
   «Наш президент уже открыто заявил, что бонусы являются элементарными поборами с производителей и поставщиков. Но в процессе совершенствования госрегулирования торговые сети не должны закрыться, напротив – следует создать равноправную среду для крупных, средних и малых предприятий отрасли, альтернативные, как советует Президент РФ, формы торговли», - отметила Н.Ермакова.
   По ее словам, борьба с уличной торговлей привела к закрытию колхозных рынков, и теперь приходится возрождать ярмарки выходного дня, на которые местному производителю попасть куда легче, чем в торговую сеть. В Москве магазины шаговой доступности уже не актуальны – так много стало супермаркетов.
   «Опыт работы «Ашана» с малым предпринимательством регионов заслуживает самой высокой оценки», - считает Н.Ермакова.
   Она также заявила о недопустимости продаж несовершеннолетним алкоголя и табака. Начальник управления ФАС РФ по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев напомнил, что споры вокруг закона о торговле идут уже три года, и предлагаемый профильным министерством (Минпромэнерго) закон руководствуется, по мнению ФАС РФ, ложными тезисами.
   «Торговое регулирование есть во всех странах, и оно жесткое. Это во-первых. Во-вторых, никакого дефицита торговых площадей в России нет. Избыток их в США и Европе в кризис привел к их сокращению. Кроме того, российская покупательская способность далеко позади, и столько площадей на душу населения нам просто не требуется. В-третьих, торговые сети не являются «сторожами» низких цен, напротив, с 2005-го года наценки сетей выросли с 5% до 50%, что является важнейшим немонетарным фактором инфляции в стране», - сообщил Т.Нижегородцев.
   По его мнению, торговые сети пытаются внедрить в общество сознание опасности регулирования торговли.
   «Кроме того, нам пытаются внушить, что если уж регулировать, что раздельно брендированнные и небрендированные товары, что опасно вдвойне: брендированных товаров у нас чрезвычайно мало, и в отраслях из-за такой постановки вопросов они могут вообще не возникнуть», - заявил Т.Нижегородцев.
   Он заявил о поддержке закона, разработанного депутатом ГД И.Яровой и сенатором Совета Федерации С.Лисовским.
   Главный исполнительный директор компании X5 Retail Group Лев Хасис выразил мнение в необходимости закона о торговле, попытавшись, вместе с тем, оспорить тезисы предыдущих выступающих и разъяснить истинное положение дел в отрасли. «В ситуации, когда на одну полку длиной в один метр претендует сто поставщиков, решение о том, кто займет ее, принимает сегодня ритейлер. Однако если это решение будет принимать чиновник, мне это нравится гораздо меньше. В обществе должно сложиться понимание добросовестной и недобросовестной практики. Вот практика, сложившаяся в регионах и носящая характер защитной от производителей из других регионов мне кажется совершенно беззаконной и неконституционной по сути, но с сетями разбираться легче, чем с губернаторами, и потому регулирование идет по пути наилегчайшему», - считает Л.Хасис.
   Он заявил, что бонусы за вход на рынок с местных производителей цивилизованные и развитые сети давно не взимают, потому что местные производители поставляют наиболее востребованные товары.
   «Это вообще не область закона о торговле – бонусы. Это область надзора. Закон «Яровой-Лисовского» защищает интересы производителей сельхозпродукции, но что делать ритейлерам? Они работают с рентабельностью не превышающей 3,2%. Нас обвиняют в том, что цифры занижаются, но их занижение не в наших интересах. Любая доля процента здесь «в плюс» говорила бы о большей инвестиционной привлекательности. Издержки сетей огромны, и нередко потому, что сама сеть не может организовать свою работу достаточно эффективно, но начинать нужно не с сетей, а с поощрения покупательского спроса. В кризис нельзя предпринимать резких движений, мы не Франция и не Англия, у нас всего десятилетний опыт работы, и если мы закроемся, спрос просядет до нуля», - предупредил Л.Хасис.
   Он выступил сторонником дальнейшей либерализации торговли.
   Высказав свои мнения по поводу закона о торговле, участники парламентских слушаний пришли к выводу о необходимости множественных консультаций в целях балансирования интересов как торговых сетей, так и их поставщиков: от верного баланса будет прямо зависеть спрос на товары и услуги.