01.06.2009  Российской индустрии детских товаров нужны инновации

   Попечительский совет Ассоциации индустрии детских товаров активизирует свою деятельность. На прошедшем 1 июня расширенном заседании в СФ РФ заместитель председателя СФ РФ Светлана Орлова была единогласно избрана председателем попечительского совета. Кроме того, был утвержден состав совета, куда вошли депутаты ГД РФ, глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов, представители Минэкономразвития и Минпромтога, Минобрнауки и других ведомств.
   Впрочем, члены вновь утвержденного совета не исключают, что в перспективе состав может быть усилен представителями контрольных ведомств, например ФТС РФ и губернаторами тех регионов, где поддержка детской индустрии рассматривается среди прочих приоритетов экономического развития.
   Главной темой прошедшего заседания стал вопрос, как усилить позиции индустрии детских товаров. Не секрет, что доля контрафакта в этой отрасли высока, а в условиях кризиса она может еще увеличиться. В то же время рост цен на импортную продукцию дает возможность российским производствам укрепить позицию на рынке. Для этого необходимо решить две непростые задачи: исключить контрафакт и повысить конкурентоспособность российского производства.
   Заместитель председателя СФ РФ Светлана Орлова отметила, что взаимодействие сенаторов с представителями детской индустрии показало, насколько актуальна тема обеспечения российских семей безопасными и качественными детскими товарами. Пока российские производители удерживают только рынок детского питания, обеспечивая 85% его объема. Несмотря на кризис, потребности в этом сегменте рынка не снижаются. В то же время остается проблема в секторе игрушек. Две трети мирового потребления игрушек обеспечивает Китай. «Очень важно изменить это соотношение в пользу местного производителя. Но пока в России нет комплексного подхода в решении проблем этой отрасли. В кризисный период необходимо поднимать местное производство, делая ставку на обновление мощностей.
   С. Орлова считает, что стоит вопрос создания стратегии развития отрасли. Кроме того, необходимо корректировать законодательство, и это должно стать отдельным направлением работы двух палат Федерального собрания и Правительства РФ.
   Президент Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина считает необходимым выделить индустрию детских товаров в отдельное направление – Детпром.
   По ее данным, объем рынка детских товаров в России оценивается в $10 млрд, с учетом средних темпов роста рынка до 15% в год уже к 2012-13гг. можно ожидать насыщения рынка.
   Ежегодные траты на ребенка в России из года в год растут. Наиболее емкий сегмент рынка детских товаров – одежда и обувь занимает по состоянию на 2008 год 43% общего объема рынка, второй по емкости сегмент, демонстрирующий наибольшие темпы ежегодного прироста, - игры и игрушки, он равен 23% общего объема. При этом наибольшая доля затрат семьи на ребенка характерна для новорожденных и детей до 2-х лет. Далее траты возрастают с достижением ребенка 7-летнего возраста.
   На сегодняшний день по оценкам АИДТ, российские производители обеспечивают потребности рынка детских товаров только на одну треть. Наибольшее давление со стороны импорта испытывают производители игрушек и детской одежды, занимая только 10% рынка. При этом лидирующие позиции в этих секторах занимают производители из Юго-Восточной Азии – 70%, на долю европейских производителей приходится 20%.
   В целом в объемах продаж легкой промышленности 47,9% составляют товары «теневого происхождения» или незаконно ввезенные на территорию России.
   В географическом аспекте на российском рынке детских товаров лидирует Китай – 52% общего объема импорта, а доля детских товаров, происхождение которых неизвестно, составляет 32%. Поэтому принятие программы борьбы с контрафактом актуально не только для российских потребителей, но и дистрибьюторов детской продукции.
   А. Цицулина отметила, что кризис сказывается на производителях детских товаров. Падение производства в отрасли составило 30%, ряд предприятий вынуждены перейти на сокращенный режим работы.
   По ее словам, для решения проблем отрасли необходимо возродить систему подготовки кадров в сфере производства детских товаров, в частности ввести новую специальность - дизайн игрушек. Кроме того, требуется законодательно и формально определить место отрасли в российской промышленности. После чего Минпромторг должен выработать подходы для реализации госполитики в области развития детских товаров. Инициировать этот вопрос в компетенции другого министерства – Минэкономразвития. Пока отрасль оказалась «без прописки» в планах поддержки промышленности. Как следствие – малые предприятия отрасли не могут получить преференции, а все прочие лишены возможности модернизации производства. И несмотря на это, в планах АИДТ создание первого в России кластера по производству детских игрушек на базе профильного производства в г. Сергиев Посад. В региональном аспекте активно развиваются производства детских игрушек в Санкт-Петербурге, Кировской и Ярославской областях.
   «За годы становления рынка отрасль выросла, и ей необходимо отдельное место в классификаторе видов деятельности. В условиях кризиса надо делать ставку на прорывные проекты развития. Сегодня составлен перечень предприятий с передовым промышленным потенциалом и инновационно активных предприятий. Степень готовности для рывка у отрасли есть. Нужно обеспечить его на принципах ЧГП», - заключила президент Ассоциации индустрии детских товаров.
   Зампредседателя ГД, член Комитета по вопросам женщин, семьи и детей Светлана Журова отметила, что расширение возможностей российских производителей – одно из основных направлений деятельности депутатов. Как мама новорожденного, она призналась, что больше доверяет российским товарам. По мнению депутата, создание таких ассоциаций, как АИДТ, повышает степень доверия населения к представителям бизнеса, работающего в детской индустрии. При этом депутат заверила, что готова принимать активное участие в работе попечительского совета.
   Заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина внеc свое предложение. По его мнению, в таких сферах, как производство развивающих игр, у российской науки накоплено масса идей. Однако главная проблема – сделать интеллектуальный продукт товаром. Именно этот вопрос должны решить сообща ученые и бизнесмены в рамках совета.
   Важно отметить, что проблема контрафакта не может решаться без участия ФТС. «Думаю, что без представителей этого ведомства будет трудно навести порядок на рынке», - убежден И. Калина. При этом подготовка специалистов по производству игрушек для него не проблема. И решить ее можно на базе технологических колледжей и вузов.
   Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко внес свои предложения. Прежде всего, необходима популяризация отечественной продукции в СМИ, и без социальной рекламы здесь не обойтись.
   В то же время, по его мнению, не стоит обольщаться показателями присутствия на рынке пищевой продукции, так как львиную долю российской продукции составляют соки. «Необходимо менять номенклатуру детского питания, делать ставку на ее расширение. Кроме соков есть питание для первых месяцев жизни, первого года жизни, питание для кормящих матерей. Эти ниши на рынке не заполнены российской продукцией. И если речь идет о качестве и конкурентоспособности, то этот вопрос можно решить только во взаимодействии науки и бизнеса», - заключил Г. Онищенко.