26.05.2009 Финансирование программ развития кредитования МСБ должно быть четким В последнее время на федеральном уровне звучит много инициатив и обещаний, направленных на поддержку малого бизнеса. Это хорошо, но часто выполнение этих обещаний слишком затягивается. Об этом заявил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев, выступая с докладом на 9 Всероссйской конференции малых и средних предприятий «Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях». Она проходит сегодня в здании ТПП РФ и посвящена Дню российского предпринимательства. В подтверждение своих слов М.Вышегородцев сообщил, что еще в марте на федеральном уровне было принято решение о выделении средств региональным бюджетам на поддержку малого и среднего предпринимательства, однако деньги до сих пор не пришли. "Может получиться, что мы будем работать в горящем режиме. Это неправильно. Финансирование региональных фондов содействия кредитованию, развитию микрофинансирования, прямые субсидии – все это очень хорошие программы. Но они должны выполняться четко по плану", - заявил министр. Еще один пример – 30 млрд руб., который должен был получить Российский банк развития на поддержку предпринимательства. Денег также еще нет, не говоря уже о дополнительно обещанных недавно 15 миллиардах. «Складывается впечатление, что Минфин, соглашаясь с этими иницативами, делает все, чтобы тормозить получение денег», - добавил глава ДПРиМП. В ходе выступления он перечислил проблемы, которые в нынешние времена особенно актуальны для МСБ. В первую очередь, это резкое снижение спроса. Инновационные и производственные компании отмечают отсутствие рынков сбыта, торговые – сильное падение покупательной способности. В Москве решать эту проблему помогает законодательство о госзаказе. Принят городской закон, который обязывает заказчиков от 10% до 20% заказа размещать именно у малого бизнеса, а соответствующим постановлением правительства поручено скорректировать графики торгов, учитывая это. «Таким образом, московские малые предпрятия могут освоить около 100 млрд рублей», - добавил М.Вышегородцев. Он также сообщил, что в городе начала свою работу электронная площадка – одна из 5 в России. Уже есть пример, когда по одному из лотов, минуя посредников, солидный госзаказ получило малое предприятие из Ивановской области. Вторая проблема – недоступность банковских кредитов. Это и непомерно высокие ставки, и трудность получения. «Региональные гарнтийные фонды предоставляют до 70% поручительства, но банки требуют еще минимум 100% собственного залога помимо этого. А потом устанавливают ставки на уровне 20% годовых как минимум. Это несмотря на недавнее обращение премьер-министра РФ В.Путина, указавшего на недопустимость таких действий», - подчеркнул министр. Насколько неохотно банки дают кредиты, видно и по тому, что не так много предпринимателей обращаются в ДПРиМП за компенсацией процентной ставки: из бюджета компенсруется 75% ставки при сроке кредита свыше 3-х лет, 50% - при сроке от 2 до 3 лет и 30% - при сроке от 1 до 2-х лет. «Очередей не наблюдается. Более того, по некоторым заемщикам мы вынуждены работать персонально, помогая им в получении заемных средств. С этим нужно что-то делать», - считает министр. Даже микрозаймы, которые выдаются совместно с банком ВТБ-24 микрофинансовой сетью, становятся очень дорогими: ставки доходят почти до 25%. Как следствие, годовой план по их выдаче на сегодняшний день выполнен всего на 16%. Говоря об имущественной поддержке, М.Вышегородцев отметил, что хотя в Москве и функционирует 29 технопарков (плюс вот-вот откроется одна из очередей Нагатино-ЗИЛ), вопрос нехватки нежилых помещений остается. Рынок недвижимости пострадал от кризиса достаточно серьезно. В столице установлена минимальная ставка арендной платы для городского имущества в размере 1 тыс. руб. за кв. м в год, появилось множество предложений от коммерческих арендодателей с приемлемыми ценами, но вопрос финансирования частно-государственного партнерства должен решаться в любом случае на федеральном уровне. «Нужно выделять средства на высокотехнологичное обрудование технопарков и бизнес-инкубаторов», - добавил он. В заключение глава ДПРиМП выразил удовлетворение тем фактом, что и федеральные, и московские власти видят одну из своих основных целей в переводе малого бизнеса на инновационно-производственные рельсы. В связи с этим он обратился к депутатам Госдумы РФ, присутствовавшим на конференции, с просьбой активнее работать над законодательными инициативами, вносимыми Москвой. «Мы предлагали измненения в Земельный и Налоговый кодексы РФ. Часть уже рассмотрена, но я прошу до конца года поработать и над остальными», - резюмировал М.Вышегородцев. В свою очередь депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев присоединился к мнению, что высокие процентные ставки по кредитам - это тупиковый путь для самих же банков. «Они сами попадут в яму, которую роют таким образом. Платить до 30% годовых бизнес не сможет», - считает он. Также депутат выразил уверенность в том, что необходимо как можно скорее снижать НДС как самый коррупциогенный налог. С этим согласны все представители региональных органов исполнительной власти и предприниматели из различных субъектов РФ, которые выступали в ходе конференции. В зале собрались гости из Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Ростова-на-Дону и других регионов. Кроме того, в режиме видеомоста били заслушаны выступления представителей Чувашской Республики и Южно-Уральской ТПП. Мнение о том, что НДС существенно портит жизнь бизнесу разделяют практически все. Он самый коррупционный, трудно администрируемый и вполне может быть заменен налогом с продаж. Да и в целом необходимо радикально снижать налоговую нагрузку. Не менее острый вопрос – рост тарифов. Например, в Чувашии установлена следующая система: чем меньше электроэнергии тратит потребитель, тем больше он платит. Это никак не стыкуется с актуальностью вопросов энергосбережения и попросту губит предпринимательство. Выступающие были едины во мнении, что на федеральном уровне необходимо разрабатывать реальные меры по развитию лизинга и микрофинансирования, они указывали на монополизацию рынков, вследствие которой целые отрасли порой закрыты для малого и среднего бизнеса. Последней в секции выступила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. Она вкратце ответила на вопросы, прозвучавшие в ходе обсуждения. Так, комментируя слова М.Вышегородцева о том, что федеральные деньги на поддержку малого бизнеса до сих пор не пришли в регионы, она сообшила, что около половины средств уже находится на счетах региональных властей – в Белгородской области, Татарстане, на Камчатке и в ряде других субъектов РФ. Оставшиеся средства придут в течение ближайшего времени. Помимо этого, она тезисно перечислила, что сделано МЭР РФ в последнее время: в частности, достигнута договоренность с ФАС РФ о увеличении возможного срока внеконкурсного продления договоров аренды. «Мы ориентируемся на 2015 год», - сообщила она. Н.Ларионова также призвала предпринимателей вносить конкретные предложения о том, какие финансовые механизмы смогут компенсировать малому и среднему бизнесу увеличение налоговой нагрузки – по ее мнению, резко менять саму налоговую систему сейчас не стоит. Что касается монополизации рынков, она проинформировала, что в настоящее время идет совместная работа Минэкономразвития с профильными министерствами по отработке конкретных планов мероприятий, позволяющих решать данную проблему. «Например, с Минтрансом мы обсуждали вопрос насчет РЖД – ведь малые предприятия могли бы предоставлять в этой сфере сервисные услуги», - резюмировала Н.Ларионова. Обсудив особую роль МСБ в развитии российской экономики, участники конференции приняли ряд рекомендаций, направленных на укрепление его позиций как в регионах, так и по стране в целом. |