07.05.2009 Продажи книг стремительно падают Читать в кризис становится то ли не нужно, то ли слишком дорого. Книжные ритейлеры в один голос уверяют - продажи падают на глазах. Только за первый квартал этого года они упали на 20%. Первая под ударом - деловая литература. Книги по экономике, бизнесу, Пи-Ар и Ай-Ти больше не в цене. Зато спрос наметился на эзотерику, философию и классику. То, что читают на досуге в свободное время. Говорит исполнительный директор по торговле Торгового Дома “БиблиоГлобус” Инесса Антонова: "Раньше приходило больше менеджеров разных звеньев и топ-менеджмента, какие-то проходили семинары, и на этих семинарах им рекомендовали прочитать деловую литературу. А сейчас семинаров меньше, сейчас меньше в компаниях уделяют внимания обучению персонала, и поэтому спрос на деловую литературу падает серьёзно - как в экземплярах, так и в рублях". Существенно просела и сумма среднего чека. Книжные ритейлеры утверждают - продажа подарочной литературы, например, иллюстрированных книг по искусству, сейчас почти встала. Экономят покупатели и на твердом переплёте - из двух книг выберут, ту, что в мягкой обложке. По оценкам экспертов, сейчас средняя сумма чека не выше 400 рублей. Говорит начальник отдела маркетинга сети магазинов "Новый книжный" Наиля Филюкова: "Люди покупают книги, но не такие дорогие. Процентов на 10-15 дешевле. Ну, может быть, это связано ещё сейчас с сезоном. Дачи, сады, огороды - это больше людей интересует". В итоге книжные сети вводят новые акции и скидочные программы. В некоторых дисконт доходит до 70%. Вынуждены сокращать производство и издатели. В первом квартале оно упало почти на 40%. Это вдвое выше, чем падение полиграфии газет. В то же время участники книжного рынка смотрят на будущее – точнее, на осень - с оптимизмом. В сентябре начнется учебный год и закончится дачный. Кстати единственное, на что спрос остался неизменным, это детские книги. Их покупают точно такого же качества и в таком же объёме. |